|
 |
Дмитрий Медведев одобрил создание дорожных фондов и
снижение транспортного налога вдвое. Для маломощных авто налог может
быть вовсе упразднен. Акцизы на бензин вырастут на три рубля в течение
трех лет. Благую идею властей сделать в России хорошие дороги похоронит
коррупция, уверены эксперты. |
|
|
|
|
Президент Дмитрий Медведев одобрил решение о создании в России
дорожных фондов, сообщил министр финансов Алексей Кудрин. «Вчера мы
вместе с главой Минтранса доложили наши предложения президенту, они были
одобрены. Принято решение о создании федерального дорожного фонда,
который будет аккумулировать средства на создание и строительство
дорог», — сказал во вторник глава Минфина. Объем федерального
дорожного фонда, который будет создан в 2011 году, составит 377 млрд
рублей, в 2012 году его объем будет 348 млрд рублей, в 2013-м — 408 млрд
рублей, передает РИА «Новости». При этом в 2011 году средства от
увеличенных на один рубль топливных акцизов поступят в федеральный
бюджет, а в 2012 году, когда акцизы на топливо вырастут еще на рубль,
половина собранных средств будет отчисляться напрямую в регионы в
зависимости от количества дорог и стоящих на учете автомобилей. За счет
этого в 2011 году бюджет получит 82,9 млрд рублей, через год — 174 млрд,
а в 2013 году — 279 млрд рублей. В 2011 году 34 млрд из них передадут в
регионы, в 2012 году — 174 млрд, в 2013 году — 279 млрд рублей,
уточняет «Интерфакс». Однако рост цен на топливо не повлечет за
собой отмену транспортного налога, как предполагалось ранее. Базовую
ставку налога планируется снизить вдвое, а также предоставить регионам
право отменить налог для автомобилей мощностью менее 150 л.с. — такая
мера останется на усмотрение региональных властей. «На федеральном
уровне мы понизим базовую ставку в два раза, и от нее субъекты РФ
смогут определять ставку более гибко — в зависимости от категории
автомобиля, от его мощности, а также от налогоплательщика, то есть будут
учитываться интересы льготников», — сказал Кудрин. Политологи
прогнозируют, что региональные власти упразднят налог для маломощных
машин. «Здесь очень серьезные социальные последствия, — рассуждает
заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей
Макаркин. — Основной протест идет от владельцев небольших маломощных
авто, а это люди небогатые, и для них транспортный налог является
серьезной обузой. Власти пойдут навстречу этим избирателям для
поддержания социальной стабильности перед парламентскими и
президентскими выборами». Для грузовиков транспортный налог пока
останется без изменений. По словам министра транспорта Игоря Левитина, в
будущем помимо топливных акцизов дорожные фонды будут формироваться за
счет сборов с авто массой более 12 тонн и иностранных грузоперевозчиков,
передает ИТАР-ТАСС. «Однако пока мы не можем это сделать, поскольку
дорожную сеть необходимо оборудовать техническими устройствами. Таким
образом, пока транспортный налог будет сохранен», — подытожил министр. Эксперты-дорожники
указывают, что российские дороги необходимо приводить в соответствие
международным нормам. Для этого потребуются значительные
капиталовложения. «Надо привести нагрузки на наши дороги в соответствие с
международными нормами, потому что по нашим дорогам едут грузовики не
нашего производства. Если ставить такую задачу, то таких денег (которые
планируется собрать в дорожный фонд — «Газета.Ru») не хватит», — сказал «Газете.Ru» президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов. Минтранс считает, что при помощи дорожного фонда к 2015 году будут отремонтированы 85% федеральных дорог. По
словам министра Игоря Левитина, к 2015 году до нормативного состояния
будет доведено 45 тысяч км дорог из 54 тысяч км — или 85%. Также
планируется построить 10 тысяч км дорог в регионах и 4 тысячи км
федеральных трасс. «Мы приняли решение с 2011 года к населенным пунктам
численностью 125 человек и выше все сельские дороги сделать с твердым
покрытием», — цитирует ИТАР-ТАСС главу Минтранса. На это, по его словам,
уйдет 44,5 млрд рублей. Сейчас нормативным требованиям
соответствуют лишь 38% автомобильных дорог федерального значения, а
из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% населения в
весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных
коммуникаций, говорится в проекте «Транспортной стратегии РФ до
2030 года». До настоящего времени 39 тысяч населенных пунктов с общей
численностью населения до 15 млн жителей и вовсе не имеют связи с
транспортной сетью страны по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Опрошенные
«Газетой.Ru» эксперты не верят в то, что фонды помогут наладить
ситуацию в дорожной инфраструктуре — слишком велика коррупционная
составляющая. «Здесь проблема не с финансированием, а в контроле
над средствами, которые идут на дорожное строительство», — отмечает
ведущий аналитик Центра политической конъюнктуры Павел Салин. В
бюджете на текущий год на строительство дорог заложено 274 млрд рублей,
при этом до 50% этой суммы уходит на откаты, говорят в Госдуме. Глава
Счетной палаты Сергей Степашин также признался, что дороги в России
стоят в три раза дороже, чем в США, и в семь раз дороже, чем в Китае, в
том числе по причине крупных откатов. «С учетом коррупционной
составляющей руководить фондом очень выгодно, уже началась борьба между
людьми, кто его возглавит, и это подтверждает, что кусок очень жирный и
очень велика теневая составляющая — за прозрачные деньги бороться так не
стали бы», — считает Салин. «Сфера дорожного строительства весьма
коррумпирована, потому что иначе как административными причинами
стоимость ремонта и строительства дорожного полотна в России объяснить
невозможно», — соглашается директор Центра антикоррупционных
исследований Transparency International Елена Панфилова. Аналогичный
дорожный фонд был упразднен в 2000 году, потому что «средства фонда
неправильно использовались, и его руководителей обвинили в коррупции», —
сообщили ранее в Минтрансе. В фонд поступали средства от налогов
на топливо, смазочные материалы, а также транспортный налог. Деньги
должны были использоваться на ремонт и содержание федеральных автодорог,
а также на строительство новых трасс и закупку техники. Чтобы
новый фонд не погряз в коррупции, эксперты предлагают властям уменьшить
присутствие государства в процессе строительства, повысить естественную
конкуренцию («Чтобы не только «свои» там были») и сделать фонды
максимально прозрачными. «Однако те чиновники, которые зарабатывают на
этой сфере, не готовы отказаться от этого — они воспринимают эти доходы
как зарплату и будут биться и бороться за сохранение существующих норм»,
— заключает Елена Панфилова.
|