Администрация Костромской области разместила на своем сайте калькулятор
тарифов ЖКХ. И хотя он позволяет убедиться лишь в том, что вас не
обсчитали в местном жилуправлении, данный девайс пользуется довольно
высокой популярностью. Еще бы: даже в Подмосковье дотошные граждане не
раз обнаруживали, что управляющие компании(УК) их элементарно
обсчитывают. Иногда они делают это почти законно.
Например, управляющая компания в доме-новостройке моей
мамы почти два года считала коммунальные услуги по фактической общей
площади, в которую входит почти 10-метровая лоджия. Возражения о том,
что лоджия, во-первых, считается в общей площади с коэффициентом 0,5, а
во-вторых, при подсчете того же отопления не учитывается, успеха не
приносили. Причина проста - все это время мама проходила долгий путь
обретения права собственности на квартиру. А застройщик, которому
принадлежит и УК, ускорить процесс не торопился. Я даже догадываюсь
почему.
Теперь квартплату пересчитали, но разногласия остались.
Например, УК, в случае если в квартире никто не прописан, делает
расчеты, исходя из наличия в ней двух человек. Новостройка подмосковная,
многие пенсионеры, которым дети купили в ней квартиры, не хотят терять
столичной пенсии. А есть квартиры, в которые люди не заселились до сих
пор. Судя по всему, неплохая получается у домуправов прибыль от "мертвых
душ".
До сих пор наши жалобы на коммунальщиков ограничивались
словесной перепалкой, да письмами наверх о невысоком качестве услуг.
Однако ситуация меняется. Теперь все чаще граждане идут в суд.
Переломным стал, как мне кажется, прошлый год. Убеждена -
коммунальщики совершили стратегическую ошибку, пойдя на беспрецедентное
повышение тарифов в разгар кризиса. Если до этого момента граждане,
несмотря на имеющиеся подозрения, все же принимали их уверения в том,
что тарифы не покрывают себестоимости услуг, то кризис заставил граждан
считать. И они быстро подсчитали, что коммунальные тарифы с 2000 года
росли быстрее, чем цены на нефть. После чего бедность структуры ЖКХ
стала вызывать не сочувствие, а желание разобраться, куда уходят деньги.
А ведь и в самом деле - куда? И главное - кто об этом
знает? Закрытость сферы ЖКХ невероятная. Пожалуй, даже о работе
разведчиков мы уже знаем больше. Непрозрачны не только расходы сектора -
закрыт сам механизм принятия решений. Как правило, максимальный процент
повышения устанавливается правительством на основании расчетов МЭР. На
чем основаны эти расчеты? Например, в этом году инфляцию даже самые
горячие головы не ожидают выше 10%, а тарифы было разрешено повысить до
15%. Впрочем, и эту планку многие перепрыгнули. Ладно Москва, которая
вот уже 10 лет, несмотря на постоянное повышение тарифов выше инфляции,
все никак не может дойти до 100%-й доли себестоимости в тарифе. Но в
большинстве регионов эти 100% вроде бы давно достигнуты. Так почему же
тарифы все равно растут быстрее инфляции?
Нельзя сказать, что эти вопросы не задавались гражданами.
Однако с 2009 года они перестали быть риторическими. Граждане пошли с
вопросами в суды.
Между прочим, как рассказал мне знакомый юрист,
помогавший нескольким истцам в подобных разбирательствах, если судья
попадается принципиальный, то представители жилконтор довольно быстро
"плывут" и начинают выдавать оправдания из серии "нарочно не
придумаешь". Так, один из управляющих уверял, что высокая стоимость
услуг его конторы объясняется их эксклюзивностью. На вопрос судьи, в чем
она выражается, он гордо ответил: "Мы привлекаем иностранных
специалистов!". Зал разразился хохотом: речь шла о гастарбайтерах из
Средней Азии. В другом случае жильцы-истцы требовали вернуть деньги,
взятые с них на озеленение. Представитель УК уверял, что деревья были
высажены. "Да где же они?", - возмущались жильцы. "Померзли. Зимой
морозы были, и все померзли, мы их удалили. Весной еще раз деньги
соберем и снова посадим", - не моргнув глазом, ответил управдом.
Смех смехом, однако в ситуации, когда платежи за ЖКХ уже
местами превышают аналогичные платежи в США, проблему необходимо решать
на федеральном уровне. Надежды на ТСЖ не оправдались - жильцы оказались
слабой стороной и редко где эти структуры не оказались подконтрольны
местным чиновникам. На них же надежды мало - как правило, местные власти
скорее на стороне коммунальщиков, нежели граждан. В сущности, требуется
не так много: законодательно обязать коммунальщиков, а также
поставщиков ресурсов, публиковать как отчетность о расходовании средств,
так и проходить независимую экспертизу по обоснованию тарифов. Что-то
мне подсказывает, что при первом же аудите, проведенном с привлечением
общественности, обнаружится масса интересных вещей. А для начала
предлагаю провести проверку с помощью Счетной палаты.