|
|
Главным авторынком мира по итогам 2010 года остался
Китай, обогнавший прежнего лидера США на 2,1 млн проданных машин.
Эксперты говорят о состоявшемся перераспределении доли в мировом
автомобильном рынке — в пользу развивающихся стран. |
|
|
|
|
Крупнейшие автомобильные рынки мира подвели итоги продаж ушедшего
года. Китай, впервые захвативший глобальное лидерство в кризисном
2009 году, закрепил свое положение: всего в КНР было реализовано свыше
18 млн единиц автомобильной техники, из них 13,8 млн — легковые
автомобили. Рост китайского авторынка в 2009 году составил 46% по
сравнению с 2008-м, в минувшем году он увеличился еще на 30%. Несмотря
на ожидающийся подъем цен и окончание программы стимулирования спроса,
китайские аналитики не ожидают замедления роста и в нынешнем году:
одновременно будет расти покупательная способность населения и
количество новых автомобильных производств в стране. В свою
очередь, прежний лидер США смогли реализовать лишь 11,6 млн автомобилей.
Это на 11% лучше показателей 2009 года, но явно недостаточно для того,
чтобы нагнать Китай. Цифры КНР более чем на миллион превосходят
показатели лучшего 2008 года в США — тогда в Америке было реализовано
12,6млн автомобилей. На внутреннем рынке Японии, пережившем
10-процентный рост в связи с программой стимулирования покупок
экологичных гибридов, продано 4,9 млн автомобилей. Программа, однако,
завершилась в ноябре, после чего объемы продаж лидера рынка Toyota Prius
тут же упали вдвое. Синхронно с китайским выросли и другие «развивающиеся» рынки — как крупные, так и мелкие. Так,
в Индии, обладающей лишь немного меньшим, чем Китай, человеческим
ресурсом (а следовательно, и потенциальным рынком), было продано
1,87 млн новых автомобилей, что на 31% больше, чем годом ранее, заявило
во вторник Общество индийских автопроизводителей. Специалисты, впрочем,
прогнозируют некоторое замедление роста в нынешнем году — в связи с
ростом цен. Еще более впечатляющий результат показал бразильский
авторынок, ставший впервые в своей истории четвертым в общемировом
зачете (после Китая, США и Японии): в прошлом году здесь было
реализовано 3,3 млн авто. Впрочем, по сравнению с другими развивающимися
странами, Бразилия демонстрирует скорее постепенное, чем взрывное
увеличение продаж: здесь по сравнению с 2009 годом они выросли всего на
11%. Динамику автопродаж в «третьем мире» иллюстрирует также
27-процентный рост на Филиппинах, 30-процентный в Турции и рекордный
68-процентный в Чили. Европа в целом продемонстрировала
неубедительный рост — главным образом за счет программ стимулирования
автопрома, закончившихся в большинстве стран летом-осенью прошлого года.
Как только покупателям перестали выплачивать компенсационные премии за
приобретение новых машин из казны, продажи резко упали. Впрочем, в
последний месяц 2010 года целый ряд рынков, включая немецкий, британский
и французский, снова несколько выросли, что, впрочем, не смогло
существенно повлиять на годовые показатели. В частности, в
Германии в 2010 году было продано 2,92 млн автомобилей — на 23% меньше,
чем в 2009-м. Любопытно, что одновременно на 25% возрос экспорт
продукции немецкого автопрома: из Германии на зарубежные рынки было
вывезено свыше 4,2 млн новых авто. Французский рынок просел
значительно меньше, однако и ему не удалось сохранить цифры предыдущего
года: Франция закончила год с 2,2-процентным падением. Жителями Пятой
республики было куплено лишь 2,525 млн автомобилей. Третье место в
общеевропейском зачете досталось Великобритании, в которой программа
стимулирования автопрома началась позже, чем в других странах: по
сравнению с 2009 годом британский автомобильный рынок вырос на 1,8% и
слегка перевалил за 2 млн реализованных единиц. Впрочем, как ожидается,
уже в этом году он снова просядет ниже двухмиллионной отметки,
съежившись в целом на 5%. На 9% упал итальянский рынок: здесь в
2010 году было куплено 1,96 млн машин. Это худший результат за полтора
десятилетия: объем проданных авто упал ниже двухмиллионного показателя
впервые с 1996 года. В целом, отмечают аналитики мировых агентств,
произошло предсказанное еще в начале кризиса перераспределение основных
центров мирового авторынка: в ближайшие годы позиции в пятерке лидеров
сохранит, вероятно, только США, в то время как остальные места займут
страны BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Итоговые данные
продаж-2010 по России еще не были подведены: по прогнозам, они могут
составить до 1,9 млн новых авто.
|