За первые 11 месяцев внешняя торговля Китая подскочила на 36,3% в годичном исчислении до 2,67728 трлн долларов. Министерство торговли Китая повысило прогноз по положительному сальдо торгового баланса на конец 2010 года до 180 млрд долларов. Между тем, Китай за этот же период стал объектом 56 разбирательств по поводу торговли в 19 странах и регионах — объемы торговли, которые затронули эти санкции, оцениваются примерно в 7 млрд долларов, по данным китайского бюро статистики. Помимо этого, США за это время запустили еще 19 расследований по поводу нарушений прав на интеллектуальную собственность китайскими компаниями.
«Это экономическая холодная война», — считает австралийское деловое издание Business Spectator. США противопоставляют свою резервную валюту и воодушевленность китайской экономической дисциплине, управляемой валюте и громадной рабочей силе. «Америка отчаянно пытается не дать Китаю опередить себя экономически так же, как Рональд Рейган декларировал экономическое превосходство США над СССР в 1983 году с помощью стратегической оборонной инициативы (так же известной как "Звездные войны”), теперь она затеяла кампанию, которую можно назвать как стратегические стимулирующие инициативы», — поясняет издание.
Китай и США придерживаются полярно разных денежных политик. В начале ноября Федеральная резервная система США объявила о втором раунде «количественного смягчения». С тех пор золото и цены на сельскохозяйственную продукцию показали резкий рост, оправдав инфляционные ожидания, а индекс S&P 500 поднялся на 17%. Однако за этот же период доллар укрепился. Несмотря на эти противоречивые результаты, ФРС может утверждать, что в краткосрочной перспективе ее усилия небезуспешны, считает британское издание ABC Money.
Как только ФРС США объявила о втором раунде «количественного смягчения», Народный банк Китая дважды повысил коэффициент резервирования на 0,5 процентных пункта, констатирует Financial Times Deutschland. Сейчас норма резервирования в Китае составляет 18,5% — даже в глобальном масштабе это рекордно высокие цифры, указывает Financial Times Deutschland. Пока ФРС собирается вкачивать больше денег в экономику США, Банк Китая пытается стерилизовать денежную массу в обращении. Еще один метод, с помощью которого США пытается контролировать денмассу, — продажа государственных облигаций.
По подсчетам FTD, меры по стерилизации делают неликвидной почти четверть китайской денбазы. «Отсюда следует: хотя денежная масса Китая, при которой отношение ВВП к показателю M2 составляет около 190%, выглядит чрезмерной, реальная денежная масса на самом деле меньше, чем показывает статистика. Таким образом, китайская инфляция, а также цены на имущество, остаются под контролем», — рассуждает германская газета.
Одно из популярных решений текущих экономических проблем США — наращивание производства высокотехнологичных гаджетов, пишет The Wall Street Journal. Однако интересно, что один из знаковых высокотехнологичных продуктов США — iPhone от Apple — в свою очередь, добавил 1,9 млрд долларов в дефицит торгового баланса Китая и США в минувшем году, то есть около 1%. Несмотря на то, что iPhone полностью принадлежит американской компании, он собирается в Китае, в основном, из деталей, сделанных не в США. Статистика обеих стран относит этот гаджет к китайскому экспорту в США. Поэтому американский потребитель, покупая этот «американский» продукт, лишь наращивает торговый дефицит США с Китаем.
В этом году внешняя торговля Китая, как ожидается, поставит новые исторические рекорды, несмотря на угрозы торговых барьеров. По прогнозам китайского замминистра торговли Чжун Шаня, общая стоимость экспорта и импорта Китая превысит 2,9 трлн долларов США. В 2009 году этот показатель составлял 2,21 трлн долларов (-13,9% по сравнению с 2008 годом).