Известно, что многим российским актрисам (О.Баклановой, Л.Кедровой,
А.Стэн, М.Успенской) довелось сделать вполне удачную заокеанскую
карьеру. Но ни одна из них не имела столь шумного и скандального
голливудского взлета как легендарная Алла Назимова (Аделаида Яковлевна
Левентон).
Она стала известной ещё в России. Училась сценическому искусству у
К.Станиславского. Всемирную известность получила в Голливуде, но не
только за свой актерский талант, а и за экстравогантное поведение. ----------------------<cut>---------------------- Родилась
Алла Назимова 16 июня 1879 г в Ялте. В детстве она вместе с родителями
уехала в Швейцарию, где брала уроки музыки по классу скрипки.
После развода родителей Мириам и двое её братьев некоторое время жили
на попечении в швейцарской семье. Там она изучала немецкий и
французский языки и, с раннего детства обнаружив музыкальные
способности, в возрасте семи лет начала брать уроки игры на скрипке.
Вскоре её отец снова женился и увез дочь обратно в Ялту.
Оказавшись на родине, девочка продолжала совершенствовать игру на
скрипке, и в 1889 году её наставник пригласил Мириам выступить на
ежегодном новогоднем концерте. Её отец, считая увлечение Мириам
постыдным и не желая, чтобы местная общественность узнала, что дочь
состоятельного аптекаря выступает на сцене, настоял на том, чтобы она
взяла псевдоним. Мириам выбрала своё второе имя Аделаида и фамилию
Назимова, в честь героини недавно прочитанного романа «Дети улиц».
Концерт прошёл удачно, но после отец сильно избил Мириам, в результате
чего в душе актрисы на долгие годы поселился страх перед аудиторией и
склонность к депрессии после выступления.
Когда девушке исполнилось пятнадцать лет, она поступила в Одесское
Филармоническое училище. В Одессе в Мириам впервые пробудился интерес к
сцене — дочери владелицы пансиона, где она поселилась, выступали в
местном театре и часто репетировали на глазах у девушки. Её брат, к тому
времени из-за болезни отца назначенный опекуном сестры, воспротивился
её желанию стать актрисой, но в 1898 году уступил, и семнадцатилетняя
Мириам уехала в Москву, где под псевдонимом Алла Назимова стала брать
уроки у знаменитого К.С. Станиславского в его школе актёрского
мастерства при Московском Художественном театре.
Во время обучения она завязала роман с известным миллионером, а после
болезненного разрыва с любовником бросила школу и стала играть в
областном театре. В 1899 году Алла вышла замуж за молодого актёра Сергея
Головина. Их брак оказался неудачным. Супруги вскоре стали жить
порознь, хотя неизвестно, развелись ли они когда-нибудь официально.
Затем Алла вернулась в МХАТ, но уже через год, разочаровавшись в манере
преподавания Станиславского, навсегда покинула школу и месяцем позже
подписала контракт с кисловодским театром.
В Костроме, куда она приехала со спектаклем, Алла познакомилась с
легендарным актёром тех лет Павлом Орленевым, близким товарищем Чехова и
Горького. Между актёрами вспыхнул бурный роман. В 1904 году в составе
театральной труппы они отправились на гастроли в Европу, где с блеском
играли на сценах Лондона и Берлина. Публика с восторгом приняла Аллу, и
вскоре она стала одной из ведущих театральных прим того времени. В
феврале 1905 года Назимова и Орленев уехали в Америку и провели на
гастролях полтора года, представив публике классические постановки «Царь
Федор Иоаннович» по пьесе Толстого, «Евреи» по пьесе Чирикова,
спектакли по пьесам Чехова и малоизвестного тогда Ибсена. Менеджером
труппы в этом турне была известная анархистка Эмма Гольдман.
Несмотря на высокие оценки критиков, актёры были сильно стеснены в
средствах, так как не ставили коммерческих постановок, и в мае 1906 года
Орленев и остальная часть труппы вернулись в Россию. Назимова же
осталась в США и подписала контракт с легендарным театральным продюсером
Ли Шубертом. Чтобы добиться признания за океаном, Алле необходимо было
выучить язык, и она начала брать уроки английского у некоей Каролины
Харрис. Будучи матерью-одиночкой, Харрис часто приводила на занятия
своего сына Дикки, будущего актёра Ричарда Бартельмеса. В 1916 году
благодаря протекции Аллы он вместе с нею дебютировал в кино в фильме
«Невесты войны».
На протяжении следующих нескольких лет Назимова активно играла на
подмостках Бродвея и добилась большой популярности. В 1915 году она
сыграла главную роль в антивоенном драматическом спектакле «Невесты
войны» — истории о женщине, которая, потеряв в Первой мировой войне
двоих братьев, стала организовывать антивоенные акции протеста, в
результате чего попала в тюрьму и там застрелилась. Талантливая игра
актрисы привлекла внимание продюсера Льюиса Селзника. Он захотел снять
фильм по мотивам пьесы и предложил актрисе гонорар в 30 тысяч долларов
плюс тысячу долларов за каждый съёмочный день сверх графика. Она
согласилась и таким образом в 1916 году, когда актрисе было уже тридцать
семь лет, состоялся её дебют в кино.
Популярность фильма обеспечила Алле пятилетний контракт на невероятно
выгодных условиях с Metro Pictures, которая в 1924 году слилась с
Goldwyn Pictures и превратилась во всемирно известную студию MGM.
Кинокомпания предложила актрисе гонорар в 13 тысяч долларов в неделю —
на 3 тысячи больше, чем получала Мэри Пикфорд, — и право самостоятельно
выбирать режиссёра, сценарий и партнера для фильмов.
В 1918 году Назимова, не прекращая играть в театре, снялась в главных
ролях в мелодрамах «Чудесное явление», «Игрушки судьбы» и «Око за око»,
и во всех трёх картинах неизменным партнером актрисы становился её
любовник Чарльз Бриант, с которым она жила в гражданском браке с 1912
года. В последнем фильме, где она сыграла влюбленную во французского
офицера дочь арабского шейха, Назимова помимо прочего выступила в
качестве продюсера и со-режиссера Альбера Капеллани. Два её следующих
фильма, драмы 1919 года «Из тумана» и «Красный фонарь», вновь
срежессированные Капеллани, снискали не меньший успех, однако фильм
«Непоседа» был принят более прохладно, и актриса впервые почувствовала
вкус неудачи.
Назимова продолжала работать и после роли танцовщицы-француженки в
мелодраме 1920 года «Сильнее смерти», которая с успехом прошла в
кинотеатрах, частично восстановила своё положение. Однако качестве её
картин понижалось, и в начале 1920-х она скатилась с четвертого на
двадцатое место в рейтинге популярных актёров журнала Photoplay.
В 1920 году на экраны вышла её первая комедия «Миллиарды», снятая по
сценарию Брианта. Художником по костюмам и декоратором фильма выступила
Наташа Рамбова, подруга Аллы и будущая жена киноидола 20-х Рудольфа
Валентино. В 1921 году Назимова снялась вместе с Валентино в экранизации
романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.
После мелодрамы 1922 года «Кукольный дом» по пьесе Генрика Ибсена
Назимова приняла участие в одном из самых известных своих фильмов —
экзотической драме «Саломея» (1923) по пьесе Оскара Уайльда. Режиссёром
фильма стал её любовник Бриант, декорациями и костюмами вновь занималась
Наташа Рамбова, а Назимова не только исполнила скандальную роль
Саломеи, но и сама написала сценарий, спродюсировала и вложила в его
производство собственные средства. Все это не спасло фильм от
грандиозного провала в прокате, как в Америке, так и в Европе.
Так как репутация Аллы как киноактрисы была испорчена, она вернулась в
театр. Примечательно, что именно её выступление в спектакле по пьесе
Ибсена «Привидения» (осень 1936) вдохновило Теннесси Уильямса стать
писателем (а тремя десятилетиями ранее её игра восхищала другого
выдающегося драматурга, Юджина О’Нила). Время от времени она продолжала
сниматься в кино — в 1924 году появилась в картине «Уличная Мадонна»,
затем в 1925 году снялась в драме «Мой сын» и низкобюджетном фильме
«Искуплённый грех». На сцене театра Алле продолжала сопутствовать слава,
а на киноэкраны актриса вернулась только в начале 1940-х, сыграв после
пятнадцатилетнего перерыва в пяти картинах.
В 1912 году Назимова познакомилась с актёром Чарльзом Бриантом.
Несмотря на то, что её брак с Сергеем Головиным скорее всего не был
официально расторгнут, они считались супругами и были вместе до 1925
года. Бриант был партнером Аллы в десяти фильмах.
Ещё при жизни актрисы ходили слухи о её гомосексуальности. Так, в
числе её любовниц упоминались Талула Бэнкхед, первая жена Валентино Джин
Эккер, Мод Адамс, Милдред Харрис — первая жена Чарли Чаплина, и
поэтесса Мерседес де Акоста, известная своими лесбийскими связями со
звёздами Голливуда. В 60-х Акоста опубликовала мемуары, в которых
красочно описывала свою первую встречу с Назимовой в 1916 году. Тем не
менее, прямого указания на то, что между ними была любовная связь, в
мемуарах не содержится, а суть их дружбы передаётся в очень
завуалированных выражениях.
В 1919 году актриса приобрела за 65 тысяч долларов особняк в
испанском стиле по адресу Sunset Boulevard, 8080, и назвала его Сад
Аллы. Напротив входа располагался бассейн, а на территории вокруг дома
Назимова разбила обширный парк. В этом доме актриса часто устраивала
вечеринки, на которых собирались сливки голливудского киносообщества тех
лет — Чарли Чаплин, сестры Дороти и Лилиан Гиш, Теда Бара, Глория
Свансон, Фатти Арбакль и многие другие.
Не только успехи на сцене и киноэкране заставляли говорить о Алле
Назимовой. Она потрясла страну своим "танцем семи покровов” в фильме
"Саломея”, хоть и не осмелилась сбросить последний, седьмой.
Эта была оплошность, которую Назимова собиралась исправить во время
двухдневной вечеринки, устроенной в 1921 году у нее дома, в "Саду Аллы”.
Догадываясь, что кульминацией вечеринки станет стриптиз Назимовой,
другие кинобогини Голливуда решили отвлечь внимание от первой
киностриптизерши, явившись на званный прием почти в чем мать родила.
Бетти Блит остановила свой выбор на костюме царицы Шебы: ее груди были
едва прикрыты ниточками жемчуга. Перл Уайт, Коллин Мор, Дороти Гиш и
Констанс Талмидж тоже не постеснялись обнажиться. Их примеру последовала
непорочная юная звезда "Парамаунт” Мэри Майлз Минтер.
Мэри Пикфорд, нарядившись в костюм "маленького лорда Фаунтлероя”,
бархатный костюм с кружевным воротником и короткими брючками, не имела
успеха. Другое дело – Барбара Ламар, покорившая Америку "слишком
красивая девушка”: она-то знала, что такое Голливуд. Перед ее бунгало у
бассейна в "Саду Аллы” висел лозунг: "Приглашаются все”.
О назимовской вечеринке говорили, что она была поставлена с размахом:
как только начинала играть музыка, двадцать голых девушек с визгом
прыгали в бассейн, имевший форму Черного моря, напоминавшей Назимовой ее
родину. Вслед за девушками прыгали все мужчины, умевшие и не умевшие
плавать. Назимова после этого обиженно удалилась в свое бунгало.
У мужчин, когда они смотрели на Назимову, одну из первых кинобогинь
секса, учащался пульс.
В 1928 году, испытывая недостаток в средствах, Алла была вынуждена
продать особняк, а после того, как внутри него был устроен отель под
названием «Сад Аллаха» (ср. The Garden of Allah и The Garden of Alla),
жила в одном из его номеров.
В 1936 году в актрисы был диагностирован рак груди. Последовала
мастектомия, и после операции болезнь, к счастью, не возобновилась. Алла
Назимова скончалась в лос-анджелесском Госпитале добрых самаритян от
тромбоза венечных сосудов 13 июля 1945 года. Актрисе было шестидесят
шесть лет.
|