Николя Саркози решил позаботиться о посмертной судьбе Альбера
Камю. Он предложил перенести останки флагмана экзистенциализма в
парижский Пантеон, уравняв его в посмертной славе с Вольтером, Гюго и
Золя. Разгорелся скандал: против предложения президента Франции
выступили родственники Камю, а "левые" интеллектуалы обвинили Саркози в
попытке заработать популярность на имени автора "Чумы" и "Постороннего". ----------------------<cut>---------------------- Прах
Альбера Камю покоится на кладбище маленького городка Лурмарен на юге
Франции — там в 1958 году писатель купил дом, и там он завещал себя
похоронить. В январе 2010 года со дня гибели Камю — он разбился в
автокатастрофе — исполняется 50 лет. С круглой датой и связано
предложение Николя Саркози перенести останки писателя в Пантеон.
В бывшей церкви святой Женевьевы выдающихся сынов отечества стали
хоронить во времена Великой французской революции. С середины XIX века
останки в Пантеон переносят все реже, а отбор становится все строже; все
меньше в Пантеоне хоронят ушедших современников, и все больше – тех,
чей статус не подлежит пересмотру. Это, конечно, прежде всего касается
писателей-классиков. Так, за годы президентства Жака Ширака в Пантеоне
перезахоронили останки только двух человек, и именно литераторов:
Александра Дюма-отца и Андре Мальро.
Андре Мальро
Литературная "канонизация" Мальро Шираком, несомненно, была примером
для Саркози. Имя Камю в списке после Мальро выглядит столь же
закономерным, как переход от литературы "потерянного поколения" к
экзистенциализму. Влияние старшего писателя на младшего несомненно; Камю
даже занимался переложением прозы Мальро для театра. И если власти
заговорили о переносе праха Камю в Пантеон спустя полвека после его
гибели, то Мальро был захоронен в мавзолее уже через 20 лет после
смерти.
Стоит, однако, принимать во внимание и разницу между двумя
французскими классиками. Мальро после войны бросил литературу и посвятил
себя общественной деятельности: стал идеологом партии "Объединение в
поддержку республики", а затем и министром культуры в правительстве де
Голля. Камю же никогда не был ни государственным мужем, ни даже столь
яростным борцом-политиком, как другие экзистенциалисты. Именно это
различие в гражданских позициях писателей и сыграло роль в вопросе о
пантеонизации автора "Чумы".
О намерении Николя Саркози отметить заслуги Камю перед Францией
журналисты узнали в 10-х числах ноября. Сам французский президент свои
планы практически не комментировал, заявив лишь, что такое признание
заслуг Камю кажется ему уместным и что сам он поддерживает эту идею всем
сердцем. При этом Саркози отметил, что вопрос обсуждается с
наследниками Камю, без разрешения которых никакие шаги предприняты быть
не могут. По данным Le Monde, представитель главы государства дважды
встречался с сыном писателя, сначала 12 ноября, а затем 20-го, когда
возможность переноса останков уже вовсю обсуждали в прессе. Если учесть,
что Жан Камю ясно высказался против пантеонизации отца, то можно
сделать вывод, что Саркози упорствует, причем не просто так.
С журналистами сын писателя не разговаривал, однако знакомые Жана
Камю привели в пользу его решения два простых довода. Во-первых,
намерение президента входит в противоречие с последней волей его отца,
которых хотел быть похороненным в Лурмарене. Во-вторых, наследник не
хочет, чтобы имя Камю служило государству. Точка.
Менее категоричной оказалась сестра-близнец Жана Камю, Катрин. Она,
как и брат, подчеркнула, что их отец не любил награды и избегал
государственных почестей, будучи "клаустрофобом". Тем не менее, Катрин
отметила, что, конечно, такой высокой оценки писатель полностью заслужил
и что для кого-то перенос его останков в Пантеон был бы важен как факт
окончательного признания Камю.
Многие противники пантеонизации писателя говорят, что это
противоречит его жизненной позиции. С этим легко согласиться, если
вспомнить героев Камю: Мерсо, "постороннего" пустым социальным
условностям, и доктора Бернара Рие из "Чумы", борца-философа, которому
чужды показной героизм и патетика. Однако помимо таких "внутренних"
объяснений есть и внешние, политические, которые исходят не столько из
жизни и творчества Камю, сколько из интересов Николя Саркози.
Эти доводы чрезвычайно просты. Президент республики в последнее время
теряет популярность, и его предложение многие восприняли как попытку
поднять себе рейтинг. Четко это сформулировал Оливье Тодд, биограф
писателя: "Альбер Камю не нуждается в Саркози. Наоборот, это Саркози
хочет позаимствовать у Камю его интеллектуальный блеск". Противники
главы государства видят в его действиях особый цинизм: "правый" политик с
авторитаристскими замашками посягает на славу харизматичного
философа-одиночки, гуманиста, одного из символов интеллектуальной
Франции. "Саркози — друг Буша, Каддафи, Путина и Берлускони, — негодует
французский академик Жан-Ив Герен. — Его политика противоположна всем
ценностям, которые отстаивал Камю". Вспомнили и о взаимоотношениях
нынешней французской власти с писательским сообществом, а именно о
негласном запрете на критику президента для лауреатов Гонкуровской
премии. И хотя Жан Камю подробно не аргументировал свое решение в СМИ,
многие считают, что он руководствовался теми же соображениями.
Любопытно, что сам Саркози, которого интеллектуалы так охотно
противопоставляют писателю-экзистенциалисту, скорее склонен проводить
параллель между своей и его судьбой. Камю родился в Алжире и не был
чистокровным французом (его мать была испанкой); Саркози родился в семье
венгерского эмигранта и француженки еврейского происхождения.
Французский президент однажды сказал, что благодаря Камю испытывает
чувство ностальгии, приезжая в Алжир, хотя биографически его ничего не
связывает с североафриканским государством. Попытку ввести Камю в
Пантеон и приравнять его таким образом к Гюго и Вольтеру многие
рассматривают в контексте общественной дискуссии о национальной
идентичности, которую инициировал Саркози.
Пока Жан Камю упорствует и останки его отца лежат нетронутыми на
кладбище в Лурмарене, президента Пятой Республики можно считать
проигравшим в этой истории. Французские "левые" интеллектуалы выступили
против Саркози единым фронтом и не дали "отнять" у себя писателя. При
этом скандал, разумеется, никак не сказался на репутации Камю, самой
харизматической личности французской литературы XX века. Он стал
властителем дум и воплощением совести Европы при жизни, и за пять
десятилетий после смерти не потерял этого статуса. В последние годы,
отмечают французские журналисты, популярность второго главного
экзистенциалиста Европы, Жан-Поля Сартра, неуклонно снижается, а автор
"Чумы", фигура куда менее противоречивая, остается в зените славы. Можно
предположить, что идея романтического бунта против смерти вновь
оказалась важна для читающей публики. Битва Камю против окружающего
абсурда не прекращается; писатель держит удар.
Кирилл Головастиков
|