Он играл в кино Бабу-Ягу, Кащея Бессмертного, Черта, Водяного и
прочую нечисть, а мечтал о ролях Вольтера и Суворова. Одинокий человек,
он очень поздно встретил свою любовь, но до преклонных лет оставался
настоящим джентльменом, истинным французом, коим являлся по
происхождению.В сознание зрителей актер вошел как создатель целой плеяды
сказочных героев, причем исключительно отрицательных. Только Бабу-ягу
он сыграл более десяти раз. ----------------------<cut>----------------------
Георгий Милляр родился 7 ноября 1903 года в Москве в семье Франца де
Милье, французского инженера-мостостроителя, приехавшего в Россию на
работу, и дочери иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлевой.
Детство мальчика проходило, без преувеличения, в роскоши. Но отец умер
рано, когда сыну не исполнилось и трех лет. Еще до начала первой мировой
войны вдова де Милье переехала из Москвы в Геленджик. После 1917 года
семья осталась без родных и без денег, квартира в Москве и дом в
Геленджике попали под национализацию. Частицу "де" предусмотрительно
убрали из подправленной фамилии, знание иностранных языков Георгий
Францевич всю жизнь не указывал в анкетах, хотя свободно знал
французский и немецкий.
Дебют в театре
Окончив в Геленджике школу, Георгий Милляр устроился работать
бутафором в местный театр. Работал он добросовестно, но мечтал о большем
– о карьере актера. Все роли он знал назубок. И счастливый час в его
судьбе настал. Это случилось в 1920 году – неожиданно заболела актриса,
исполнявшая роль Золушки. В панике руководство театра даже намеревалось
отменить спектакль, как вдруг кто-то вспомнил о старательном бутафоре.
Георгия буквально «вытолкнули» на сцену, и не разочаровались – юный
актер превосходно справился с задачей,публика и подумать не могла, что
хрупкую Золушку играет мальчишка, никому не известный реквизитор. Так,
постепенно, его стали вводить и на другие роли.
Москва. Театр Революции
В 1924 году Георгий Милляр, уже имевший опыт выступлений на
театральной сцене, вернулся в Москву и поступил в Школу юниоров при
Московском театре Революции (в настоящее время — Театр имени
Маяковского). Педагоги встретили юношу настороженно – необычная
внешность, ужасная дикция. Георгий Милляр вспоминал: «По своим
психофизическим данным я был тяжелым учеником, и многие преподаватели
бросили бы меня, если бы не чувство профессиональной любознательности...
«Консилиум» педагогов долго не мог предрешить исхода ни за, ни против, и
поэтому меня не выгоняли...»
Закончив в 1927 году обучение, Георгий Милляр был принят в труппу
Московского театра Революции. Там он проработал до 1938 года, быстро
завоевав славу характерного актера. Многие из его ролей остались в
памяти московских театралов: Герцог Альбано («Озеро Люль»), Мокроносов
(«Конец Криворыльска»), Пикель («Гоп-ля, мы живем»), аптекарь («Ромео и
Джульетта»), Атташе («Голгофа»), Болтиков («Инга»), Имангужа («Поэма о
топоре»), м-р Гоукер («Улица радости»), граф Людовико («Собака на
сене»).
Кино
Казалось, все было в его карьере хорошо: прочное положение в театре,
любовь зрителей, но самого Георгия Милляра это не устраивало. Его манил
кинематограф. И в 1938 году он ушел из театра…
В кино Георгий Милляр начинал с эпизодов, которые сегодня вряд ли кто
вспомнит.
Первую свою большую роль — Царя Гороха, он получил в киносказке
Александра Роу «По Щучьему велению». Для режиссера это тоже был дебют. И
дебют оказался великолепным: самодвигающаяся печка, пятящиеся задом
гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и
взрослым, что режиссеру тут же заказали новую сказку, которая должна
была бы рассказывать о борьбе добра и зла. Так на свет появилась
«Василиса Прекрасная».
На главную роль сказочного русского богатыря Александр Роу пригласил
Сергея Столярова, и это было верное попадание. А вот с кандидатурой на
роль Бабы Яги режиссер долго не мог определиться. Кто только на роль
лесной злодейки не пробовался – даже великая Фаина Раневская; косяком
шли молодые красивые актрисы, почему-то считавшие, что ведьма должна
быть неотразима. Режиссёр не соглашался с такой трактовкой и ждал удачи.
И она постучала к нему в двери – кулаком мужчины. "Не женская эта роль,
– заявил Милляр, – вот какая актриса позволит сделать себя такой
страшной на экране? Гримёр только отвернётся – она тут же реснички себе
подрисует". К вящей убедительности он сообщил, что уже знает, из чего
образ лепить. Внешность Яги он "срисовал" с натуры.
"В Ялте я старушку увидел, – рассказывал актёр, – старая-престарая
гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая
палочка. Коз пасла на Чайной горке". А характером его снабдила соседка
по коммунальной квартире: "Характер у неё был ужасный, склочница, ей
надо было обязательно кого-нибудь перессорить". Роу пошёл на смелый
эксперимент и не прогадал – Милляр черновые контуры будущей роли на
съёмках заполнил ужасающей зловещей чернотой, заставляющей зрителя
напрягаться и вместе с положительными героями готовиться к серьёзной
схватке. Его мягкая улыбка исчезла, лучистые и тёплые глаза заледенели
равнодушием змеи, которая изучает жертву просто как потенциальный кусок
еды. Зло в исполнении Милляра вышло отвратительным, коварным и
изобретательным врагом, подлежащим уничтожению. Милляр настолько
серьёзно относился к своей Бабе-яге, что даже озвучивал ее сам, говоря,
что есть такие старухи со скрипучим прокуренным голосом.
Дуэт Столяров-Милляр получился просто феноменальным. Милляр, худой от
природы, выглядел в гриме настоящим чудовищем. Рассказывают, что на
съемках детишки с плачем разбегались в разные стороны, лишь увидев его.
Тем выигрышнее смотрелся на его фоне красавец-богатырь Сергей Столяров,
олицетворяющий все светлые силы человечества.
Режиссерский дебют Роу удался, и уже в следующем году режиссер
снимает фильм "Василиса Прекрасная", а Георгий Милляр играет сразу три
роли — гусляра, старика-отца и Бабу-Ягу. Это был всесоюзный фурор.
Премьера следующей их картины — "Кащей Бессмертный" с Георгием
Францевичем в заглавной роли — состоялась 9 мая 1945 года, и победа над
Кащеем символизировала разгром фашистов. В 1941 г. на "Союз-детфильме"
решено было поставить патриотическую сказку "Конец Кощея Бессмертного".
На вопрос, кто будет играть Кощея, драматург Владимир Швейцер и режиссер
Александр Роу в один голос ответили: "Конечно, Георгий Францевич!"
Милляр "закапризничал": "Не могу! Таланта не хватит!" Но опыт "уговоров"
актера уже был: Милляра часто приглашали на студию обсуждать отдельные
эпизоды фильма.
И вот однажды на обсуждение он пришел с наголо обритой головой и
бровями (это он делал всегда, чтобы облегчить работу гримеров). Все
поняли: Милляр решил сниматься. Фильм снимали во время войны, когда
Киностудия имени Горького была в эвакуации в Душанбе. Милляр заразился
там малярией и превратился в "живой" скелет. Премьера фильма "Кощей
Бессмертный" состоялась 9 мая 1945 года. Кинотеатр не смог вместить всех
желающих увидеть картину, и экран вынесли на площадь.
Александр Роу
Александр Роу и Милляр не только работали вместе – вне съемочной
площадки они были лучшими друзьями. Милляр безмерно уважал Роу, хотя тот
на репетициях не давал ему спуску – кричал, топал ногами, махал на
друга палкой. Роу же носился с Милляром как курица с яйцом. Георгий
любил выпить, и это не давало Роу покоя. Чего только тот не делал, даже
грозился вызвать из Геленджика маму Милляра (чтобы вправила мозги
непутевому сыночку). А во время съемок очередного фильма в пылу борьбы
за трезвость Роу наведался в деревенскую автолавку и строго-настрого
запретил продавать Милляру спиртное. Тот унывал недолго. Демонстративно
приговаривая: «Пойду-ка за молочком схожу», он приобрел в автолавке
бидон молока, а минут через пять был уже хорошо навеселе. Вот такая
чертовщина. Оказалось, Георгий Францевич заранее подговорил продавщицу,
чтобы она поставила в бидон бутылку, а потом налила доверху молока.
«Алкоголь – посредник, примиряющий человека с действительностью!» –
поддразнивал он друга. Но, несмотря на нежное отношение Милляра к
спиртному, причем самому низкопробному (всем алкогольным «деликатесам»
он предпочитал дешевый портвейн и тройной одеколон), его никогда не
видели в стельку пьяным – максимум навеселе.
В 14 фильмах своего друга Георгий Милляр сыграл 30 ролей. Всего же в
его творческой биографии 80 персонажей. Не всегда сказочных, но эти
запомнились прежде всего.Зрители его разноликих сказочных тварей
обожали. Власти же вели себя так, словно в детские годы не хохотали над
чинушей Кваком ("Марья Искусница"), Чудом-Юдом ("Варвара-краса, длинная
коса"), Наиглавнейшим Церемониймейстером и Вдовствующей королевой
("Королевство кривых зеркал"), царским спальником Чихирем
("Конек-Горбунок"), не видели его Бабу-Ягу в "Морозко" и вообще не
читали русских сказок.
Яркие образы были созданы Георгием Милляром и в фильмах других
режиссеров. Многим запомнился в исполнении актера Наимудрейший из сказки
режиссера Бориса Рыцарева «Волшебная лампа Аладдина» с его
высказыванием: «Поистине, пути всезнания неисповедимы, осознание знания
есть признак незнания, осознание незнания...» Среди других сказочных
героев: мистер Брауни в современной сказке Бориса Бунеева «Деревня
Утка», мудрец Селим в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злой волшебник
Смог в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей».
В 1973 году, когда Роу не стало, сказка для Милляра закончилась
навсегда . Были эпизодические роли в кино, своим неподражаемым голосом
он озвучивал мультяшных героев, часто выступал перед детьми, но столь
интересной работы, как в киносказках, больше не случилось. Несмотря на
всенародную популярность, Милляр никогда не был объектом внимания
советской прессы, а звание заслуженного артиста получил только в 85 лет.
Алфавит Милляра( Старик похабыч)
Еще широко известным в узких кругах был (и есть) Алфавит Милляра,
список высказываний вполне Вольтеровского ехидства,который актер
составлял на протяжении всей своей жизни.Отрывок из алфавита
прилагается.....
А
Актёр—кладбище неигранных образов.
Анкеты—нездоровый интерес к чужой биографии.
Анахронизм—от анахронизма до эклектики один шаг.
Авторитет в искусстве—понятие чисто администротивное.
Ансамбль— хуй—хорошо, два лучше.
Анализ кала—дегусрация.
Акселерасты—передовые юноши с задними мыслями.
Алфавит—предлог для составления словарей.
Антисемитизм—см. на букву Ю—«юдофобство».
Александр Македонский—герой, но стулья ломать, всё-таки, нужно!
Алкоголь, это как-бы «хлороформ», который временно обезболивает человеку
соприкасновение с жизнью. Алкоголь—посредник, примиряющий человека с
действительностью. И, когда человек окончательно примирился с
действительностью, про него говорят, что он... опустился.
Атеисты—ещё одна секта—нулевой вариант.
Б
Баня—культурный отдых.
Балет без ног. Когда его демонстрируют по телевизору.
Бахус—во все времена лучший министр финансов.
Богема—интеллигентная шпана.
Брюки—лакировка действительности.
Бардак—см. на букву С «специфика».
Бесполезный метраж—Длинный, но вялый.
Быстрота. Что быстрее мысли?—рефлекс.
Бюрократизм в искусстве. Когда надслойка тормозит надстройку.
Бюрократический фронт—давно осознанная непроходимость.
Безвыходное положение—Зачем исправлять ошибки, если они для нас не
типичны?
Бурбоны. «После нас хоть фестиваль!»
Без вины виноватые. Не штаны виноваты, что их обосрали.
Баланс. Одна утрянняя рюмка нужнее двух вечерних.
За артистом водился еще один грешок – страсть к словесному хулиганству,
за что он самокритично именовал себя «Стариком Похабычем». Его
«словоблудию» не было конца: то декламировал фривольные стишки, то
отпускал дерзкие реплики, от которых заливались жарким румянцем
молоденькие костюмерши. А какие неприличные жесты позволяла себе его
Баба-Яга! При этом он всегда оставался настоящим французом, де Милляром,
обладал феноменальными познаниями во всех областях, слыл бесценным
собеседником.
Ни дачи, ни персональной машины он так и не заработал. И совсем по
этому поводу не грустил. Ближе к 70 годам ему дали 2-комнатную квартирку
на последнем этаже высотки на окраине, далеко от метро. «Ты бы
похлопотал, попросил квартиру поближе к метро и этаж пониже», — просила
Марья Васильевна, уставшая от вечных потопов с крыши. Но Георгий
Францевич так и не стал никого просить. «Крышу отремонтируют, а до метро
я и на трамвайчике доеду», — говорил он.
Георгий Милляр снимался не только в сказках. Появляясь на экране в
какой-нибудь эпизодической роли, он всегда притягивал к себе внимание.
Щуплый старичок-шахматист из эксцентрической комедии Леонида Гайдая
«Кавказская пленница», шут Балакирев в историческом фильме Юрия Швырева
«Баллада о Беринге и его друзьях», вождь хапов Гы из детской
фантастической ленты Радомира Василевского «Шаг с крыши», дядя Яша в
музыкальной комедии Владимира Гориккера «Серебряное ревю» — эти роли,
как маленькие яркие крупинки его огромного таланта.
К сожалению, талант Георгия Милляра использовался режиссерами в кино
очень однобоко: либо в сказках в образах нечистой силы, либо в
эпизодических комедийных ролях. А Милляр много лет мечтал сыграть
великого русского полководца Александра Суворова. И уж точно, — его
Суворов занял бы достойное место в отечественном кинематографе. Но ни
Суворова, ни Вольтера, ни Цезаря ему сыграть не удалось, — слишком
сильны были стереотипы, сложившиеся вокруг талантливейшего актера.
Личная жизнь
ВОКРУГ личной жизни Милляра ходит масса слухов. Говорят, лет в 30 он
женился на молоденькой актрисе, но та оказалась дамой гулящей, поэтому
семья быстро распалась Так или иначе, но до 65 лет Милляр ходил в
холостяках, жил вместе с мамой в одной комнате в коммуналке (она
скончалась в 1971 году), и Роу, когда хотел его наказать, кричал: "Вот
смотри у меня! Все маме расскажу!" Именно Роу и женил Милляра на его
соседке по коммунальной квартире 60-летней Марье Васильевне. "Да мне уже
не нужны мужчины", — удивилась женщина, когда давно знакомый человек
вдруг сделал ей предложение. "А я и не мужчина... Я Баба-яга", — ответил
Милляр. Свадьбу они сыграли в первый день съемок "Варвары-красы,
длинной косы" под Звенигородом.
Когда Милляру было лет 70, их коммуналку на Бронной начали расселять,
и актеру дали малогабаритную 2-комнатную квартирку на последнем этаже
на окраине Москвы. Потолок постоянно заливало, да и до метро приходилось
долго добираться на троллейбусе. "Ты бы хоть этаж пониже попросил", —
ворчала жена, но Милляр никогда никому не звонил.
Накануне 85-летнего юбилея Георгия Францевича пригласили выступить
перед детьми в концертном зале «Россия». Он узнал, что в зале 850 мест,
накупил школьных альбомов для рисования и, разрезая листы на две части,
на каждой из них цветными карандашами нарисовал летящую в ступе Бабу-Ягу
и подписал: «С любовью, Г.Ф. Милляр». Говорил, что «хотел оставить
подарочек каждому ребятеночку». И нарисовал 850 картинок… Рано утром в
назначенный день достал старенький, но аккуратный и чистый костюм, надел
любимый галстук-бабочку и сел ждать звонка. Но так и не дождался: то ли
концерт отменили, то ли Милляра вычеркнули из списка выступающих, но за
актером никто не приехал и даже не посчитал нужным сообщить ему об
отмене мероприятия…
Незадолго до смерти он написал стихотворение, в котором вновь озвучил
заветную мечту о серьезной роли:
«…А, наверное, было бы здорово,
Под финал, под конец пути,
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти…»
До своего 90-летия Георгий Францевич не дожил пять месяцев. Он умер 4
июня 1993 года. Мария Васильевна пережила его на шесть лет
Вечная память Вам, уважаемый Георгий Францевич....Кащей к
сожалению тоже не бессмертный...
vidokss
Sun Feb 21 2010 16:31:52 GMT+0200
В создании поста использованы материалы сайтов:http://kino-teatr.ru,http://www.wedma.fantasy-online.ru,http://www.rusactors.ru,http://www.afisha.ru,http://eggs.net.ua,http://www.nashekino.ru,http://www.ameno.ru,http://botinok.co.,http://www.unikino.ru,http://www.peoples.ru,http://rutracker.org,http://images.yandex.ru
|