«Час дружеских бесед у чайного стола!
Хозяйке молодой и честь и похвала!..»
(П. А. Вяземский)
Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта
издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар был не обычной
принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением
достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье
приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он
красовался на самом видном и почётном месте в комнате. ----------------------<cut>---------------------- Многие
считают, что самовар – истинно русское изобретение. Однако устройства,
подобные самовару, были известны еще в глубокой древности, в античные
времена. Например, древние римляне, желая попить кипяточку, брали сосуд,
наполняли его водой и бросали туда раскаленный камень побольше, в
результате чего вода закипала. Со временем и в Европе стали появляться
похожие устройства, однако с более усовершенствованной конструкцией. А в
Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и
поддувало.
Русская чайная машина, как её называли в Западной Европе впервые
появился в России в период правления Петра I. В то время царь частенько
бывал в Голландии, откуда привозил множество идей и интересных
предметов, среди которых был и самовар. Назывался он, конечно,
по-другому, с голландским колоритом, однако до наших времен то название
не дошло и прибор известен как самовар.
Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII
веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.
Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и
Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных
коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным
напитком.
Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот
горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в
сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого
помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на
ярмарках.
В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые
представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась
пища, в третьей — чай.
Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.
Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно.
Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский
кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих,
медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались
самовары.
Во времена Петра Великого на Урале началось небывалое развитие
промышленности, строилось огромное количество медеплавильных и
металлургических заводов. Вот на одном из таких заводов и начали
производство бытовой посуды из меди для населения, где уже в 30-х годах
XVIII века начали выпускать чайники с ручкой. Чуть позже заводы стали
производить казаны и винокуренные кубы с трубами.
Первое упоминание самовара в исторических документах датируется 1746
годом, но назвать точную дату и место, где появился первый самовар,
невозможно. Однако доподлинно известно, что к концу XVIII века принципы
работы и само устройство самовара уже сформировались окончательно,
причем до сих пор остаются неизменными.
На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и
художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса.
Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в
конце своего существования не избежали влияния модерна. Но "внутреннее
содержание" оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился
самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство
самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло
процесс кипения.
Первая в России самоварная фабрика была открыта в 1766 году в Москве
А. Шмаковым. Но подлинную революцию в самоварном искусстве произвели
туляки. Со второй половины XIX века Тула становится «самоварной
столицей». Там насчитывается в это время около 80 фабрик, выпускавших
более 150 фасонов «чайных машин».
Внешне первые самовары все же несколько отличались от современных. В
то время они предназначались в основном для пользования в походных
условиях, вследствие чего имели небольшие размеры и съемные ножки.
Наиболее распространенный объем самоваров был 3-8 литров, хотя
выпускались и более объемные для большого количества людей, в 12-15
литров. В связи с тем, что на большей части территории России климат
довольно прохладный, люди выпивали в день по нескольку чашек чая. Помимо
этого, теплом самовара можно было вполне неплохо прогреть помещение.
Все это привело к тому, что самовар стал очень популярен среди народа,
даже несмотря на свою далеко не низкую стоимость. Между прочим,
стоимость самовара определялась в зависимости от его веса, то есть, чем
тяжелее был самовар, тем он стоил дороже.
Изготовление самовара — процесс достаточно трудоёмкий. В его
производстве были задействованы рабочие различных специальностей:
наводильщики, которые сгибали медные листы и задавали форму, лудильщики,
токари, слесари, сборщики и чистильщики. Мастера в деревнях
изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и
собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением
самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась
на полях.
Вначале самовары изготавливались из красной (чистой) и зелёной меди,
мельхиора, а позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни.
Со временем различных фабрик, выпускающих самовары, стало настолько
много, что для того, чтобы определить производителя, на крышках
самоваров стали проставлять клеймо, соответствующее каждой фабрике. Оно
было чем-то вроде товарного знака, по которому можно было узнать
производителя.
Тульские самовары проникали во все уголки России, становились
украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до
Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую
ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары
при таком способе транспортировки сохранялись лучше.
Первые места на ярмарках занимали самовары Баташева, Лялина,
Белоусова, Гудкова, Рудакова, Уварова, Ломова. Крупные фабриканты,
например Ломовы, Сомовы, имели свои магазины в Москве, Петербурге, Туле и
других городах.
При перевозке самовары упаковывали в ящики-коробы, которые вмещали
дюжину изделий разной величины и фасонов, и, продавали по весу. Дюжина
самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей.
Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.
Вот что вспоминает старожил-самоварщик деревни Маслово Н. Г.
Абросимов: "Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года
обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определенного
размера латунь, затем ее свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в
двенадцать приемов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем
ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в
кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с
помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице.
Бегали в кузницу от мастера к мастеру и обратно мальчики-ученики и
постепенно присматривались, как работает мастер.
Немало пота пролито и бессонных ночей проведено, прежде чем по заказу
фабриканта стенка сделана. А привезешь сдавать в Тулу фабриканту,
иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего. Работа
тяжелая, но полюбил я ее, приятно было, когда из листа латуни сделаешь
чудо-стенку".
Сложен и многообразен процесс изготовления "тульского чуда", который
составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение
труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь
самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:
Наводильщик — сгибал медный лист, спаивал его и выделывал
соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок
(смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.
Лудильщик — вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100
штук в день и получал по 3 копейки за штуку.
Токарь — точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий,
который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог
выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.
Слесарь — делал ручки, краны и т. п. (ручки — к 3-6 самоварам в день)
и за каждую пару получал 20 копеек.
Сборщик — из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и
т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25
копеек.
Чистильщик — очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку
7-10 копеек.
Токарь по дереву — изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в
день — до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.
Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в
таком виде, в котором мы его привыкли видеть.
На фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей — по домам.
Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача
готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели. Везли
готовую продукцию для сдачи на лошадях, хорошо упакованную.
Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта.
Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику "Самовар" писал: "Самовар в
нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как
явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в
гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи
весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист
деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно".
Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по
выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской
губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё
большую роль в самоварном производстве стала играть Тула.
Самовар — это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его
пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы —
Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.
Самовар — это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг
друзей и родных, теплый и сердечный покой.
Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от
прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым
уютным абажуром и, конечно же... ворчащий, сверкающий медью, пышущий
паром тульский самовар на столе.
Тульский самовар... В нашем языке это словосочетание давно стало
устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает
с поездкой "в Тулу с собственным самоваром".
Уже в то время о самоваре складывались пословицы ("Самовар кипит —
уходить не велит", "Где есть чай, там под елью рай"), песни,
стихотворения.
Газета "Тульские губернские ведомости" за 1872 год (№ 70) о самоваре
писала так: "Самовар — Друг семейного очага, лекарство прозябшего
путника..."
История русского самовара не слишком длинна – около двух с половиной
столетий. Но сегодня самовар – неотъемлемая часть русского чаепития.
Образцы русских самоваров можно встретить на антикварном рынке. Цена
таких самоваров зависит, конечно же, от известности фирмы или мастера,
от сохранности образца, от материала изделия. Цены коллекционных
самоваров начинаются от 500 долларов. Самые дорогие самовары – самовары
фирмы К.Фаберже, цены на которые могут достигать до 25 000 долларов.
Самовар может создать удивительно теплую и уютную обстановку в доме,
добавить неповторимого колорита семейным и дружеским посиделкам,
напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях.
Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою.
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал...
|