Каждый день под окошком
Он заводит шарманку
Монотонно и сонно
Он поет об одном
Плачет старое небо
Мочит дождь обезьянку
Пожилую актрису с утомленным лицом
Ты усталый паяц, ты смешной балаганщик
С обнаженной душой ты не знаешь стыда
Мчится бешенный шар, и летит в бесконечность
И смешные букашки облепили его
Бьются, бьются шуршат
И с расчетом на вечность
Улетают как дым, не узнав ничего
А высоко вверху в небе старый шарманщик
Как пылинки с цветов с них сдувает года
Замолчи, замолчи, замолчи, сумасшедший шарманщик
Этой песни нам лучше не знать, никогда, никогда ----------------------<cut>---------------------- Существует
легенда о том, что уже в VI веке до н.э. Конфуций семь дней беспрерывно
наслаждался звучанием мелодий на «ребрах тигра» (металлических
пластинах, издающих звуки различной высоты), считается, что этот
механизм изобрел в 1796 году швейцарский механик Антуан Фавр.
В Западной Европе этот механический музыкальный инструмент появился в
конце XVII века. Поначалу это был «птичий органчик» для обучения певчих
птиц, а затем его взяли «на вооружение» бродячие музыканты.
Так появился музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть.
Крутишь ручку — раздается музыка. Чаще всего звучал тогдашний шлягер
«Прелестная Катарина» (по-французски «Сharmant Katarina») От названия
песенки и произошло название инструмента — шарманка.
В Россию шарманка пришла в начале XIX века, и знакомство россиян с
новым инструментом началось именно с французской песенки «Шарман
Катрин». Песенка сразу всем очень понравилась, а к инструменту прочно
пристало название «катеринка», или «лее шарманка».
Есть ещё предположение, что первичным было название не шарманка, а
ширманка.
«…И произошло от ширм, из-за которых Пульчинелла, почти всегдашний
спутник шарманщика, звонким своим голосом призывает зевак и любопытных
появившиеся у нас оргАны были неразлучны с кукольною комедиею» (очерк
«Петербургские шарманщики» из «Физиологии Петербурга» Д. В. Григорович).
Голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на их родине. И
было это лет 500 назад. Однако из вещественных доказательств у них есть
только чертеж конца XV века — столь ветхий, что на нем трудно что-либо
разобрать. Из тех образцов, что дошли до нас, самый древний был сделан
во Франции в начале XVII века.
Зачастую нам кажется, что шарманка — это просто большая музыкальная
шкатулка и мелодия рождается в ней с помощью валика со штырьками и
железной пластинки с «хвостиками». Валик крутится, расположенные в
нужном порядке штырьки задевают за «хвостики» — вот вам и «На сопках
Маньчжурии». Однако не все так просто. Да, существуют шарманки с таким
механизмом и даже с механизмом ксилофона, когда штырьки валика задевают
музыкальные молоточки, ударяющие по металлическим клавишам, но это уже
производные.
Настоящая шарманка — почти орган, и ее устройство намного сложнее,
чем мы думаем. Чтобы шарманка заиграла, нужно сначала повернуть ее ручку
— ворот. Эта ручка приводит в движение сразу два механизма: штырек,
закачивающий воздух в мехи внизу инструмента, и музыкальный валик с
нанесенными углублениями — шпильками. Валик, вращаясь, приводит в
движение рычаги, которые, цепляясь за шпильки, двигаются вверх-вниз в
заданном порядке. В свою очередь, рычаги приводят в движение трости,
которые открывают и закрывают воздушные клапаны. А клапаны контролируют
подачу воздуха в трубы, аналогичные органным, благодаря которым и звучит
мелодия.
Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6−8 мелодий, записанных на
валике. Такие «кулачковые устройства» были известны еще со времен
античности: маленькие выступы-«кулачки» крепятся на вращающихся
цилиндрах или дисках, попеременно включая звучание той или иной ноты.
На одном валике записывалась только одна мелодия, но валик было
нетрудно заменить. В 20-м веке вместо валиков стали использовать
перфорированные бумажные ленты, на которых каждому звуку соответствует
определенное отверстие. Нередко шарманка снабжается е приспособлением,
которое специально звук прерывистым и дрожащим, чтобы лучше удавалось
«выжать слезу» у слушателей.
Но еще бывали язычковые шарманки — сейчас они попадаются в качестве
детских игрушек.
Интересно: со временем колки шарманки стирались, звук становился
невнятным и навязчивым – отсюда «Ну, опять свою шарманку завел!..»
Репертуар шарманок составляли наиболее популярные песни старого
времени, к примеру: «Матушка-голубушка», «Вдоль по Питерской».
Но шлягером начала прошлого века была песня «Маруся отравилась».
Песня вышла в 1911 году на пластинке Нины Дулькевич, с авторством Якова
Пригожего, пианиста и аранжировщика московского ресторана "Яр".
Предположительно, Пригожий взял за основу сюжет какой-то ныне не
известной народной песни.
Исследователь истории грамзаписи Глеб Скороходов пишет, что в том 1911
году "Марусю" записали на пластинки сразу несколько фирм, уже через год
песня потеряла авторство и на пластиночных этикетках стала указываться
как народная.
Песня сохраняла популярность на протяжении десятилетий. Есть запись
цирковой клоунады 1919 года "Шарманка", где звучит песенка "Маруся
отравилась" в исполнении знаменитого клоуна-акробата Виталия Лазаренко.
Мне прыгать что-то надоело
И, граждане, признаюсь вам,
Я за другое взялся дело:
Хожу с шарманкой по дворам.
Шарманки звуки-то тоскливы,
А то бравурны иногда.
Вам всем знакомые мотивы
Она играет хоть куда!
Кукольники для своих представлений объединялись с шарманщиками, и с
утра до вечера ходили с места на место, повторяя помногу раз приключения
Петрушки. Актёр таскал на плече складную ширму и узел, или сундучок с
куклами, а музыкант – тяжёлую, до тридцати килограммов, шарманку.
Остановившись на сельской базарной площади, музыкант опирал на
ногу-подставку шарманку, и начинал играть, собирая зрителей. Петрушечник
же в это время, зайдя внутрь ширмы, перекладывал кукол в большой
карман, нашитый на уровне его груди на ситец одной из рам, брал в рот
«пищик», и представление начиналось.
Шарманщик всегда был партнером по очень важной причине – речь
Петрушки из-за пищика была недостаточно внятной, и шарманщик, ведя
диалог, повторял фразы, помогая таким образом зрителям понимать смысл
его слов.
Ещё шарманщик выступал и в роли «понукалки» — представлял зрителям
Петрушку, спорил с ним, подсказывал, предупреждал или пытался отговорить
от дурных поступков, играл на шарманке или других музыкальных
инструментах, когда по ходу действия были необходимы музыкальные
вставки.
Когда представление заканчивалось, музыка смолкала, редкие медяки
падали в шапку, положенную на землю возле ширмы; потом актёры собирали
свои пожитки, и шли дальше, в следующий двор, или следующую деревню.
100—200 лет назад шарманщики ходили по дворам и играли популярные
романсы, вальсы или любимые в народе массами песни вроде «Разлуки»
Жители окрестных домов слушали уличную музыку и бросали шарманщику из
окон мелкие монетки. Иногда у шарманщика на плече сидела обезьянка,
которая участвовала в выступлении, — она строила рожицы, кувыркалась на
земле и даже танцевала под музыку.
Или же компаньоном был большой попугай, который за копеечку вынимал
из коробки свернутые в трубочку билетики «со счастьем» – на бумажке было
написано, что ожидает человека в будущем. И ведь верили… Часто вместе с
шарманщиком ходил совсем маленький мальчик и тоненьким голоском пел
жалобные песни (о судьбе уличных музыкантов лучше всего почитать роман
Гектора Мало «Без семьи»).
Послушать
Те звуки свистят и поют
Нескладно-тоскливо-неловки...
Встают предо мною, встают
За рамой две светлых головки.
Над ними поверхность стекла
При месяце ярко-кристальна.
Одна так резво-весела,
Другая так томно-печальна.
И — старая песня!- с тоской
Мы прошлое нежно лелеем,
И жаль мне и той и другой,
И рад я сердечно обеим.
Меж них в промежутке видна
Еще голова молодая,-
И всё он хорош, как одна,
И всё он грустит, как другая.
Он предан навеки одной
И грусти терзаем приманкой...
Уйдешь ли ты, гаер седой,
С твоей неотвязной шарманкой?..
Афанасий Фет
|