В 1880 году в русской прессе только и разговору было, что об
экономическом кризисе. Осенью вернулся из-за границы и начал публиковать
цикл очерков «За рубежом» Салтыков-Щедрин. Едущие на европейские воды
соотечественники, сидя в вагоне, гадают, «каким-то нас курсом
батюшка-Берлин наградит». Понятное дело, речь о курсе рубля.
Берлинский конгресс 1878 года лишил Россию почти всех приобретений
русско-турецкой войны, в которой она отстаивала интересы братьев-славян,
а небывалое нашествие саранчи вкупе с засухой и колорадским жуком –
урожая. Но это было еще полбеды. Надвигающийся кризис был первым
мировым, который затронул и Россию.
Поначалу война стимулировала развитие промышленности. Однако
оживление сменилось полным расстройством государственных финансов.
Государственный долг достиг на 1 января 1881 года 6 миллиардов рублей.
На обслуживание долговых обязательств Россия потратила в этом году более
34 процентов бюджетных доходов. Экспорт из России сократился на 129
миллионов рублей. Обороты внутренней торговли упали на 25 процентов. В
итоге дефицит российского бюджета за четыре года, с 1876-го по 1880-й,
составил 334,4 миллиона рублей. Оставалось одно – внешние займы.
Европейский фондовый рынок наводнили русские ценные бумаги, курс их
неуклонно падал, ухудшая кредитный рейтинг России.
Упадок промышленности и аграрного производства сопровождался кризисом
банковской системы. По России прокатилась серия банкротств, в том числе
крупных акционерных коммерческих банков. ----------------------<cut>----------------------
К исходу 1880 года кризис обрел зримые черты. Засел за статью об
экономике и Достоевский. С экономики он, как и следовало ожидать, быстро
съехал на духовность, но кризис описал отменно:
...бедность нарастает всеобщая. Вон купцы повсеместно жалуются,
что никто ничего не покупает. Фабрики сокращают производство до
минимума. Войдите в магазин и спросите, как дело идет: «Прежде,— скажут
вам,— к празднику человек по крайней мере полдюжины рубах себе купит, а
теперь всё по одной берет». Спросите даже в ресторанах модных — так как
это последнее место, где бедность появляется. «Нет,— скажут вам,— уж
теперь не кутят по-прежнему, все прижались, много что придет и
обыкновенный обед спросит» — и это ведь прежний щеголь, бонбансник.
Выкупные прожили. Теперь еще все-таки валят последние леса, а повалят – и
ничего уж не будет...
«Бонбансник» – это кутила, от французского
bombance – кутеж.
Глубокий эконом
Для русского писателя николаевской эпохи предпринимательство было
чуждой сферой. Да его почти и не было тогда в России,
предпринимательства в капиталистическом смысле слова.
Пушкин был «глубокий эконом» не хуже Онегина: интересовался
экономическими теориями, сам управлял имением, но дела его не клеились,
душили долги, журнал, который он затеял издавать ради прибыли, был
убыточным.
«Кассовыми» были другие журналисты – Греч, Булгарин, профессор
восточных языков Осип Сенковский, писавший занимательные повести под
псевдонимом Барон Брамбеус и составивший капитал изданием своей
популярнейшей «Библиотеки для чтения». Но и этим авторам,
родоначальникам жанров приключенческой и фантастической литературы в
России, не приходило в голову сделать героем повествования человека,
испытывающего жажду обогащения, а главным содержанием – способы
обогащения.
С некоторой иронией Пушкин пишет в «Барышне-крестьянке» о
помещике-англофиле, который устроил свое хозяйство на английский манер,
«и в деревне находил способ входить в новые долги», однако же «почитался
человеком неглупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался
заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время
чрезвычайно сложным и смелым».
Опекунский совет, коих было два – при петербургском и московском
воспитательных домах – занимался изысканием средств на содержание сирот;
наиболее доходными были ссудные операции под залог недвижимости.
Действие пушкинской повести происходит в царствование Павла. При
Александре I залог имения – уже обычное дело.
Пьер Безухов платит совету по закладным одних процентов 80 тысяч в
год. В «Отцах и детях» совершенно расстроено имение братьев Кирсановых:
«Опекунский совет грозится и требует немедленной и безнедоимочной уплаты
процента».
В Опекунском же совете собирается заложить свои мертвые души Павел
Иванович Чичиков. Это уже в полной мере делец нового, буржуазного типа.
Вспомним, что начинал Чичиков «деятельнейшим членом» комиссии для
постройки какого-то капитального казенного здания. Комиссия эта «шесть
лет возилась около здания; но климат, что ли, мешал или материал уже был
такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента. А между тем
в других концах города очутилось у каждого из членов по красивому дому
гражданской архитектуры: видно, грунт земли был там получше».
Напоминает историю так и не построенного храма Христа Спасителя на
Воробьевых горах по проекту Александра Витберга, да и нынешние проекты
разве не напоминает? Следующий этап карьеры Павла Ивановича, таможня –
ведь это тоже прямо злоба дня. В свою аферу с мертвыми душами впутал он
всю, так сказать, региональную элиту – то-то они так стараются обвинить
его во всех смертных грехах: он и похититель губернаторских дочек, и
фальшивомонетчик, и предводитель разбойничьей шайки капитан Копейкин, и
Наполеон. А прокурор, который теперь обязан арестовать всю губернию,
вдруг умирает внезапно по неизвестной причине...
Приобретатель Чичиков – отрицательный герой, а его способы
приобретать – предосудительные и преступные. Пожалуй, все дело в том,
что Гоголь не видел перспектив для России на капиталистическом пути.
Он придерживался патриархального взгляда на экономику. Идеальный
помещик Костанжогло у него не одобряет никаких современных затей:
Вон каковы помещики теперь наступили: завели и конторы, и
мануфактуры, и школы, и комиссию, и черт их знает чего не завели!.. Вон
шляпный, свечной заводы – из Лондона мастеров выписали свечных,
торгашами поделались. Помещик – этакое званье почтенное – в
мануфактуристы, фабриканты! Прядильные машины... кисеи шлюхам городским,
девкам... Да вот же не заведу у себя, как ты там ни говори в их пользу,
никаких этих внушающих высшие потребности производств, ни табака, ни
сахара, хоть бы потерял миллион. Пусть же, если входит разврат в мир,
так не через мои руки!
Поэт с практической хваткой
Но, как бы ни хотел Гоголь «подморозить» Россию, после великих реформ
Александра II капитализм пришел в империю могучей поступью. И
литераторы стали его описывать и осмысливать.
Каким образом мог разбогатеть положительный герой русской литературы
первой трети XIX века?
Получить наследство, как Онегин. Получить награду за воинскую
доблесть, как Петруша Гринев, невесте которого императрица милостиво
говорит: «Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше
состояние». Наконец, выиграть в карты, хоть Герману это не удается. Иван
Выжигин, герой плутовского романа Фаддея Булгарина, который стал первым
русским бестселлером, имевшим успех и в Европе, выбивался в люди из
самых низов, но в конце концов оказывался человеком благородного
происхождения и наследником огромного состояния.
В России середины позапрошлого века в ход пошли другие способы. Да и
литераторы пошли другие.
Тонкий лирический поэт и печальник о народе Николай Некрасов был в
полном смысле слова деловым человеком и очень гордился своей
практической хваткой. В юности он претерпел отчаянную нужду. «Ровно три
года, — рассказывал он, — я чувствовал себя постоянно, каждый день
голодным». Случалось ему и ночевать в ночлежках, а в начале литературной
карьеры браться за любую поденщину. Именно поэтому Некрасов так ценил
независимость, которую дают деньги, и свое умение заработать их считал
достоинством.
Как издатель он превратил «Современник» в высокодоходное предприятие.
Перед выходом первого номера не жалел денег на рекламу, хотя его
партнеры смотрели на эту затею косо, да и не было тогда обыкновения
рекламировать журнал громадными афишами на улицах и объявлениями во
враждебной булгаринской «Северной пчеле».
«Нам с вами нечего учить Некрасова, – говорил тогда коллегам по журналу
Белинский. – Мы младенцы в коммерческом расчете. Сумели бы мы с вами
устроить такой кредит в типографии и с бумажным фабрикантом, как он? Нам
ни рубля не дали бы кредиту...»
Некрасов во главе журнала стал профессиональным финансистом (называли
его и «финансовым гением»), русский барин обратился в капиталиста. Он
умел придумать и осуществить любой литературно-коммерческий проект.
Когда цензура запретила публикацию целого ряда подготовленных к печати
текстов, Некрасов, чтобы заполнить очередную книжку «Современника», в
соавторстве с женой Авдотьей Панаевой сел писать авантюрный
приключенческий роман «во французском вкусе» «Три стороны света»,
который имел громкий успех у публики и выдержал несколько переизданий.
«Клянусь, через три года я вернусь... с пятьюдесятью тысячами!» –
обещает Каютин, отправляясь в путешествие. Первое, что он говорит своей
возлюбленной по возвращении: «Пересчитай, Полинька!» И Полинька
пересчитывает – денег оказывается много больше 50 тысяч.
Некрасов и сам был воплощением этой идеи обращения в «буржуази».
Обличитель пороков правящего класса проводил вечера в салонах
высокопоставленных лиц за картами. Именно в те годы появилась и сразу
снискала популярность новая игра – преферанс. Выигрывал очень много.
Один только министр финансов Александр Абаза проиграл Некрасову, по его
собственному подсчету, более миллиона франков. «По моему счету, так и
больше», – замечал Некрасов.
Молва твердила о его финансовой нечистоплотности; говорили, что он
шулер; осуждали его практицизм. Слухи были настолько упорны, что в 1866
году молодые сотрудники «Современника» вдруг решили учинить в редакции
«ревизию». Участники этой сцены впоследствии не могли вспоминать ее без
стыда.
Некрасов посвятил немало едких строк героям новой, пореформенной
эпохи, но твердо различал мошенничество и честный барыш:
Бредит Америкой Русь,
К ней тяготея сердечно...
Шуйско-Ивановский гусь –
Американец?.. Конечно!
Что ни попало – тащат,
«Наш идеал,– говорят, –
Заатлантический брат:
Бог его – тоже ведь доллар!..»
Правда! но разница в том:
Бог его – доллар, добытый трудом,
А не украденный доллар!
Мутные сплетни не утихали до самой смерти поэта в 1877 году. Оправдал
Некрасова – хоть он, конечно, ни в каких оправданиях не нуждался –
Достоевский в своем некрологе.
«Что ж, он любил так золото, роскошь, наслаждения и, чтобы иметь их,
пускался в «практичности»? – вопрошает Достоевский. – Нет, скорее это
был другого характера демон... Это был демон гордости, жажды
самообеспечения, потребности оградиться от людей твердой стеной и
независимо, спокойно смотреть на их злость, на их угрозы…
Это была жажда мрачного, угрюмого, отъединенного самообеспечения, чтобы
уже не зависеть ни от кого».
Кладовщик-миллионщик
Эту идею денег как гарантии личной независимости Достоевский воплотил
в романе «Подросток», герой которого, Аркадий Долгорукий, страстно
мечтает о богатстве. «Моя идея — это стать Ротшильдом», – напрямик
заявляет он.
Такого в русской изящной словесности еще не было. Ей полагалось писать о
тонких душевных переживаниях, а не об алчности.
Ротшильд овладел в то время умами, стал недостижимым идеалом и
объектом восхищения. В «Луккских водах» Генриха Гейне, который был вхож в
дом Ротшильдов и пользовался его поддержкой, мозольный оператор с
восторгом рассказывает о визите к кумиру:
Это было в его кабинете; он сидел в своем зеленом кресле, как на
троне, произносил слова, как король, вокруг него стояли его маклеры, и
он отдавал распоряжения и рассылал эстафеты ко всем королям, а я, срезая
ему мозоли, думал в это время про себя: сейчас в твоих руках нога
человека, который сам держит в руках целый мир, ты теперь тоже важный
человек; если ты резнешь здесь, внизу, слишком глубоко, то он придет в
дурное настроение и станет там, наверху, еще сильнее резать самых
могучих королей. Это был счастливейший момент моей жизни!
Каким же образом герой Достоевского рассчитывает превратиться в
Ротшильда?
«Достижение моей цели, – говорит Аркадий, – обеспечено математически.
Дело очень простое, вся тайна в двух словах: упорство и непрерывность».
Оборотные средства он надеется получить воздержанием и экономией, ну а
дальше пустить деньги в рост.
Чтобы узнать, способен ли он психологически к «спекуляторству», Аркадий
идет на аукцион и покупает за два рубля пять копеек альбом с
любительскими акварельками. Тотчас появляется опоздавший господин,
которому этот альбом, видно, дорог и просит Аркадия уступить покупку.
Тот называет цену: 10 рублей.
— А согласитесь, что это нечестно! Два рубля и десять — а?
— Почему нечестно? Рынок!
— Какой тут рынок? (Он сердился).
— Где спрос, там и рынок; не спроси вы,— за сорок копеек не продал бы.
На страницах Достоевского то и дело мелькают векселя, закладные,
завещания, заемные письма, пачки наличных денег, а среди персонажей –
«тузы», как называли тогда крупных предпринимателей новой формации.
Сюжеты всех его романов так или иначе завязаны вокруг денег, и все же
Достоевский, судя по всему, слабо разбирался в финансах. Собственные его
дела были в плачевном состоянии, а надежда поправить их с помощью
рулетки всякий раз заканчивались проигрышем и позором.
Кто действительно был специалистом, не уступавшим Некрасову, так это
драматург Александр Островский.
В молодости Островский был писцом в канцелярии сначала московского
словесного, а затем коммерческого суда. Заседая в «словесном столе»,
Островский должен был знакомиться с делами о торговой несостоятельности,
вникать во всевозможные хитроумные способы банкротства, до тонкости
изучать купеческие обходы законов, уловки с кредиторами.
Пьесы Островского – это энциклопедия мошенничества. В них есть и
ложные банкротства, и поддельные векселя, и недобросовестные сделки, и
шантаж, и стряпчие-крючкотворы, а над всем этим появляется новая
осанистая фигура дельца-капиталиста, про которого уже никак нельзя
сказать, что он герой сугубо отрицательный. В комедии «Бешеные деньги»
сталкиваются старый и новый взгляд на природу богатства и способы его
приобретения. Савва Геннадиевич Васильков – честный делец. Он убежден,
что капитал можно и должно заработать не на казенных подрядах или
казнокрадстве, а законными операциями.
Железнодорожное строительство в первые два десятилетия было настоящим
Клондайком. Система частных железнодорожных концессий была устроена
таким образом, что все риски перекладывались на государственный бюджет, а
все доходы текли в широкий карман воротил-железнодорожников. Концессии
добывались ценой громадных взяток и личных связей в высших сферах.
Слово «железнодорожник» в то время было синонимом сорящего деньгами
нувориша и фактически совпадало с нынешним значением слова «олигарх». В
рассказе Чехова «В вагоне» даже скромный кладовщик на железной дороге
держится прямо-таки миллионщиком.
Русский джентльмен вчера и сегодня
Кончился этот фестиваль безответственности колоссальным кризисом. В
апреле 1876 года военный министр Милютин подал Александру II
всеподданнейший доклад, из которого явствовало, что железные дороги
империи в критическом состоянии и в случае войны не справятся с
нагрузками. Русско-турецкая война в полной мере подтвердила этот
прогноз: мобилизация затянулась не только потому, что дороги не
справлялись с пассажиро- и грузопотоком, но и вследствие отвратительного
состояния железнодорожного полотна и обрушения мостов.
В итоге в 1880 году началась программа выкупа частных железных дорог в
казну, прежде всего задолжавших и обанкротившихся.
Последнюю точку в переходе контроля над железнодорожной сетью к
государству поставила катастрофа царского поезда 17 октября 1888 года на
277-й версте Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Этим поездом
возвращался из Ливадии Александр III с семьей. Несколько десятков
человек из свиты императора погибли и получили ранения разной степени
тяжести, и лишь счастливая случайность спасла членов августейшего
семейства. Итогом пережитого царем шока стала тарифная реформа,
передавшая железнодорожные тарифы из ведения Министерства путей
сообщения в Министерство финансов, где они перестали служить средством
извлечения прибыли и превратились в инструмент социальной политики.
Злоупотребления и финансовые махинации чрезвычайно интересовали
литераторов. Немало саркастических публикаций конкретным случаям
посвятил Добролюбов в сатирическом отделе «Современника» «Свисток».
Имена крупных аферистов то и дело мелькают на страницах Достоевского и
Салтыкова-Щедрина. Кризис добавил масла в огонь...
Но какие же выводы делают классики? Откроем «Дневник писателя»
Достоевского, ту самую статью о финансах.
Об рубле и o дефиците все теперь пишут, и, уж конечно, тут отчасти
и стадность: все пишут, все тревожатся, так как же и мне не
тревожиться, подумают, что не гражданин, не интересуюсь... Но, однако
же, хоть и истинные гражданские боли, а почти везде все на тему:
зачем-де y нас все это не так, как в Европе? «В Европе-де везде хорош
талер, а y нас рубль дурен. Так как же это мы не Европа, так зачем же
это мы не Европа?» Умныe люди разрешили наконец вопрос, почему мы не
Европа и почему у нас не так, как в Европе: «Потому-де, что не увенчано
здание». Вот и начали все кричать об увенчании здания, зaбыв, что и
здания-то еще никакого не выведено, что и венчать-то, стало быть, совсем
нечего, что вместо здания всего только несколько белых жилетов... и что
увенчание, если уж и начать его, гораздо пригоднее начать прямо снизу, с
армяка и лаптя, а не с белого жилета.
«Увенчать здание» – эвфемизм, обозначавший в
тогдашней публицистике представительное правление, конституцию.
Выражение это – couronner l'e´difice, по-французски, – вошло в моду при
Наполеоне III, который не раз употреблял его в своих публичных
выступлениях.
«Белые жилеты» – русские либералы (в
революционной Франции белые жилеты носили вожди якобинцев).
Среди множества попыток Достоевского осмыслить и объяснить дух
времени есть размышления над уголовным делом Гартунга. Дело было
громкое.
Зять Пушкина, генерал-майор Леонид Гартунг в октябре 1877 года был
признан виновным в корыстном похищении векселей. Пока присяжные
совещались о приговоре, осужденный в соседней комнате выстрелил себе в
сердце, оставив записку, в которой всемогущим Богом клянется, что
невиновен.
Этот человеческий тип Достоевский называл «русским джентльменом».
Люди эти, по его наблюдениям, весьма щепетильны в вопросах чести,
неукоснительно платят свои долги, «но платят новыми долгами». О том,
чтобы украсть что-нибудь или смошенничать, и речи нет. Поэтому «русский
джентльмен» и на Страшном суде скажет, что невиновен.
Достоевский рисует весьма распространенную, типичную ситуацию:
Вот приятель, благо-р-роднейший Иван Петрович просит его выдать
ему векселей тысяч на шесть: заложу, дескать, в банк, где я состою, и
дисконтирую, а вот тебе, дражайший друг, встречные на шесть тысяч. Чего
же думать? Векселя выдаются, Ивана Петровича он часто встречает потом в
клубе, оба забыли, разумеется, и думать о выданных векселях, потому что
оба суть самый цвет, так сказать, порядочных людей в нашем обществе, и
вдруг, через шесть месяцев, все шесть тысяч падают на плечи генералу:
«Извольте, дескать, платить, ваше превосходительство»... Был фатум,
случилась трагедия: слепая сила почему-то выбрала одного Гартунга, чтоб
наказать его за пороки, столь распространенные в его обществе. Таких,
как он, может быть, 10 000, но погиб один Гартунг.
Все это понятно и внушает сочувствие, но Достоевский придумывает
такую каверзу: предположим, джентльмен при случае берет взаймы у няни
своих детей (ведь русские джентльмены вечно без денег и живут в долг –
вспомним хоть Стиву Облонского) – какие-нибудь ничтожные 10 рублей,
составляющие, однако, все достояние старушки. Отдать забыл, а няня
напомнить стесняется. И вот джентльмен умирает, а старушка идет по миру.
Всё это, разумеется, пустяки и мелочь страшная, но если бы вдруг
на том свете напомнили генералу, что нянька-то ведь 10-ти рублей не
получила, то он бы страшно покраснел: «Какие десять рублей? Неужто! Ах
да, ведь в самом деле, года четыре назад! Mais comment, comment, и как
это могло случиться!»
Чтобы уж окончательно добить «русского джентльмена», Достоевский
спрашивает: «Если бы этот прелестный человек как-нибудь опять очутился
на земле и воплотился в прежнего генерала — отдал бы он 10 рублей няньке
или нет?»
Вопрос остро современный. Самая злоба дня.
Из 10-рублевых старушечьих капиталов составлялись миллиарды. А самое
интересное – банкиры убеждены, что теперь за их непомерную жадность, их
образ жизни, их комфорт должны расплачиваться
старушки-налогоплательщицы, и не только сами старушки, но и их внуки и
правнуки.
|