Когда на страницах периодики читаешь глубокие размышлизмы о том,
как пресса формирует общественное мнение в стране, становится смешно и
грустно одновременно. На самом деле – формирует. Да вот только сколько
пользы от этого формирования? ----------------------<cut>---------------------- ОНИ
И МЫ
Недавно с удивлением узнал, что в Швеции существует понятие
«пропесочить в прессе». Представьте – старое, доброе советское «мы тебя в
газете пропечатаем» отлично работает в суперразвитой, супербогатой,
социалистической Швеции.
Напился, к примеру, водитель фуры. Его остановила полиция, определила
– пьян, собака, и отправила информацию в специальную государственную
дорожную службу. В дорожной службе один из отделов, занимающийся
размещением полезной, нужной обществу информации в СМИ, перенаправил
«дело пьяницы» журналистам. А те написали – «водитель такой-то фирмы сел
за руль в пьяном виде!» Казалось бы, ну, и что такого? Дурак он, да и
все. Ан нет. Фирма, где дурак работает, моментально теряет доверие,
прибыль, падает в глазах продвинутой общественности…
Но это на загнивающем Западе.
Нарочито грязные, порнографические фотографии, глупая, на уровне лая,
политическая аналитика, вульгарные, тупые и бездушные интервью,
сообщения об очередном кровавом злодеянии. Вот из чего состоит
«джентльментский набор» отечественных СМИ. Тут для того, чтобы фирма
рейтинг потеряла, не знаю, что нужно. У нас если напишешь, что директор
какого-нибудь ЗАО детей на ужин кушал, так наоборот – рекламу конторе
сделаешь. Паломники в людоедскую фирму толпами повалят. Интересно ведь!
Между тем, внимание настоящим проблемам многими СМИ уделяется крайне
мало. Я не имею в виду проблемы «быстрые», на уровне новостей (здесь,
слава Богу, оперативности украинским мастерам клавиатуры не занимать). Я
говорю о проблемах глобальных, об эпидемиях, убивающих наших сограждан
сотнями тысяч. Это и рак, и СПИД, и туберкулез, и сердечно-сосудистые
заболевания, пивной и детский алкоголизм (по которому мы теперь на 1-м
месте в мире!), наркомания.
Одной из главнейших проблем на сегодняшний день является курение.
Обычное, привычное, почти родное курение табака. Реклама дымящегося
продукта в СМИ есть, информации же об истинных масштабах эпидемии нет. А
зря…
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
Информация, на самом деле, очень интересная. О ней бы не в газетах
писать, о ней бы в листовках печатать, да с самолетов листовки эти
сбрасывать. Нам на головы сбрасывать. Дабы проснулись, наконец. Не
сбрасывают листовок, не пишут статей. Потому что это неинтересно нам,
или потому что это неинтересно… производителям сигарет?
Судите сами – со времен обретения Украиной независимости, пагубная,
смертельная привычка настолько укоренилась в обществе, что ныне без
«раковой палочки» не могут обойтись 42% населения. Включая новорожденных
и 90-летних старух.
Говорить о том, во сколько раз больше за эти годы стали курить дети,
некорректно, ведь при Советском Союзе такой проблемы (детского курения)
не было в принципе. Сегодня же 10% украинцев возрастом до 10 лет (!)
курят.
В среде подростков до 18 лет курят более 50%. Но половина курящих
подростков – это очень мало. Вероятно, именно так думает руководство
табачных компаний, постоянно проводящих всевозможные увеселительные
мероприятия, «акции», благотворительные раздачи слонов и сигаретные
«завлекалочки» на грани нарушения всех этических и некоторых правовых
норм.
Дабы не быть голословным – в 2008 году отечественная рок-группа
«Esthetiс Education» при активной поддержке компании «Филип Моррис»
отправилась в своего рода «сигаретный тур» по городам и весям. Так вот –
для того, чтобы попасть на концерт, необходимо было показать охране…
две пачки сигарет определенной марки. Сколько путевок к онкологу выдали
за время тура «Esthetiс Education» своим поклонникам? У скольких
косвенно забрали здоровье?
За последние 20 лет в стране вдвое увеличилось количество находящихся
в никотиновой зависимости женщин. На сегодняшний день это каждая 5-я
украинка.
В 2009 году наша страна докатилась до чудовищного второго места в
мрачном рейтинге самых курящих стран мира.
Ежегодно от табакокурения умирают 115 тысяч украинцев, в то же время
500 тысяч подростков пополняют ряды курильщиков.
Все остальные факты, касающиеся курения в целом, вы можете прочесть
на стендах районных поликлиник. Или в СМИ.
Но вот странная подача этих фактов в газетах и журналах наталкивает
на мысли о явной заангажированности большинства изданий…
О ЧЕМ НЕ ПИШУТ
Что пишут о вреде курения украинские печатные и Интернет-издания? В
большинстве своем они либо вообще ничего не пишут, либо выдают на-гора
статьи в стиле детского садика – «курить очень вредно, от этого может
быть рак». А может и не быть?
«Курение может вызвать импотенцию». А может и не вызвать?
Такие затертые, надоедливые призывы и предупреждения рождают в
головах у курильщиков мысли приблизительно следующего содержания – «у
меня все нормально функционирует, а что там будет или не будет завтра –
это еще бабушка надвое сказала».
В США за последние сорок лет именно при помощи СМИ удалось добиться
колоссальных результатов – количество курильщиков снизилось вдвое. Там
курить – не модно. Это удел низов общества. Слово «курильщик» в печати
постепенно стало синонимом слова «неудачник», и роль прессы в успешной
борьбе за здоровье нации неоценима.
В Украине же сложилась парадоксальная ситуация, при которой
практически все статьи о курении и о сигаретах комментируют…
представители табачных компаний! А информационные поводы для статей о
сигаретах на страницах периодики – это, в основном, благотворительные
акции, проводимые добряками из «Philip Morris» или «British American
Tobacco».
Также в прессе отчего-то не озвучиваются суммы заработка
отечественных компаний-миллиардеров, полученные от продажи сигарет. К
примеру, почему бы не рассказать о том, что чистый доход компании «JTI-
Украина» в 2007 году вырос на 29% по сравнению с предыдущим годом, и
составил 1,12 миллиардов гривен? Интересно ведь!
Я использую старые данные? Совершенно верно. А вы попробуйте-ка найти
информацию о заработке табачных компаний в 2009-м. Не найдете! Это
тайна за семью печатями!
Честные журналисты честных изданий будут рассказывать в честных
статьях о том, как табачная отрасль «выживает». Читателям мельком
озвучат мнение очередного «эксперта» из офиса «Philip Morris» и все
сведется к тому, что враг украинцев – не сигареты, а контрабанда
сигарет.
Будете курить настоящие сигареты – проживете долго и счастливо,
будете употреблять контрабандный товар – умрете от рака легких. Как
будто в украинские сигареты вместо 80 убивающих здоровье химических
веществ сплошь витамины и минералы заряжены.
Как только журналист Интернет-издания сравнивает цены на сигареты в
развитых странах и в Украине, тут же под статьей возникают десятки
гневных комментариев от курильщиков. В стиле «а почему вы уровень жизни
там и тут не сравниваете?!»
Возмущение абсолютно справедливое. Ведь просто озвучить цену – это
одно, а сравнить цену в разрезе стоимости основных продуктов питания,
платы за жилье и проезд – это совсем другое. Тем не менее, создается
впечатление, что некорректные, «голые» сравнения озвучиваются намеренно.
Дабы голодный и холодный украинский гражданин решил, будто его
собираются лишить «последней отрады» — сигаретки, путем повышения цены
на этот жизненно необходимый продукт!
Иногда манипуляциям с сознанием читателя производители табачного яда
учат журналистов на семинарах. К примеру, 10 сентября 2008 года в
Чернигове состоялся такой семинар, организованный «British American
Tobacco», на котором журналистскую братию учили правильно фильтровать,
трактовать и преподносить читателю информацию о производстве сигарет!
Потому-то и нет у нас жестких, резких статей, нет рекламы в стиле
западной «Мы не курим это дерьмо, мы его продаем», потому-то и ролики о
вреде курения такие мягкие, и плакаты такие бесхребетные.
Ну, а отдельные отечественные статьи о курении – это вообще верх
цинизма.
О ЧЕМ ПИШУТ
Пишут о том, что сигареты вредны, но. И вот в этом «но» все дело.
Болтовня о вреде – лишь ширма, за которой прячется… РЕКЛАМА сигарет!
Причем, скрытая реклама, самая дорогая реклама, реклама, воздействующая
на подсознание.
Судите сами – в журнале «Натали» за 2008 год имеется одна статья о
курении. В этой статье нет ни слова о колоссальном вреде курения для
беременных женщин, нет ни слова об эпидемии табакокурения в Украине,
зато имеются интересные факты, такие как:
«Первое научное описание целительных свойств табака вышло из-под пера
французского посла Жана Нико в середине XIV века (его именем
впоследствии был назван главный компонент этого растения – никотин)».
«Вернуть никотину статус лекарственного препарата пытаются
американские ученые. Они пришли к выводу, что это вещество может быть
полезным при правильном использовании и точной дозировке».
«В "Американском журнале по психиатрии" (American Journal of
Psychiatry) были опубликованы результаты исследований, подтверждающие,
что никотин, вступая в реакцию с кислородом, образует никотиновую
кислоту. Эта новая производная представляет собой уже не яд, а витамин
РР. Его действие на организм весьма многогранно: успокаивать и
одновременно повышать настроение, а также стимулировать умственную
деятельность, моторику и память. Витамин РР в виде инъекций медики
используют для лечения неврологических больных».
«В медицинском словаре терминов никотин описывается как алкалоид,
содержащийся в растениях семейства паслёновых – преимущественно в
табаке, а также в томатах, картофеле, баклажанах, зеленом болгарском
перце, хотя и в меньших количествах. Однако никто из диетологов доныне
не поднимал тему о том, что эти овощи в больших количествах опасны для
нашего здоровья. Ученые пришли к выводу, что вреден не никотин или табак
в целом, а табачный дым».
«Мало кто из будущих мам готов бросить вредную привычку ради здоровья
своего ребенка. Например, в США, где курят более двух третей женщин
старше 15 лет, даже среди тех, кто готовится стать матерью, курящих
большинство – 52-55 процентов. В Великобритании курят 43 процента
беременных, в Австралии – 33-40 процентов. Причем только 9 процентов
европеек говорят, что готовы отказаться от сигарет, узнав о своей
беременности».
Вы поняли, о чем тут написано? Тут практически прямо сказано – если
ты беременная, НЕ БРОСАЙ КУРИТЬ, потому что в развитых странах
беременные НЕ БРОСАЮТ КУРИТЬ.
Вот такая полезная статья. Опубликованная в женском журнале. И именно
в женский журнал данная рекламная, успокоительная, грамотно выверенная
статья попала не случайно.
Номинальные рекламные бюджеты табачной продукции в изданиях с
различной аудиторией в процентном соотношении выглядят так:
-женские журналы – 42%;
-развлекательные издания – 31%;
- мужские – 14%;
- остальные – от 4% до 1%.
Такое распределение рекламных бюджетов – продуманная политика.
Украинские женщины — это своего рода колоссальное богатое месторождение
денежных знаков. Если сегодня курит каждая 5-я украинка, значит, завтра
нужно сделать так, чтобы курила каждая вторая. Каждая первая!!! Да по
три пачки в день!!!
Вот отрывки из «аналитической статьи», размещенной в газете «Голос
Украины»:
«По мнению производителей, предложенный системный подход в тесном
сотрудничестве с государством будет способствовать достижению позитивных
результатов в борьбе с незаконным оборотом табачных изделий».
Вот он, главный вражина Украины – контрабандный товар! Отечественные
сигареты вовсе не вредны.
«Однако чрезвычайно важно, чтобы государство также воздерживалось от
шагов, которые будут стимулировать рост контрафакта и контрабанды
сигарет в Украине».
По-русски это значит – «государство не должно закручивать нам гайки, а
то контрабанда пойдет, а то всем плохо станет!»
«Лишь таким образом удастся защитить потребителей от некачественной
продукции, бюджет – от потери доходов, а государство – от имиджа
главного производителя нелегальной табачной продукции в Европе».
И наступит счастье великое. В результате крепкой дружбы государства и
производителей яда все граждане перейдут на отечественные сигареты.
Ура, товарищи…
Когда слышишь о том, как средства массовой информации помогают
строить нормальное, цивилизованное, а главное – здоровое общество в
какой-нибудь и без того здоровой Швеции, Австралии или Ирландии,
становится невыносимо грустно. Грустно оттого, что украинские журналисты
в большинстве случаев не понимают одной важной составляющей своей
работы – нас читают миллионы, и мы можем влиять на миллионы.
Мы можем либо делать добрые дела (даже резко и жестко поднимая
неудобные темы), либо помогать кому-то в нелегком деле поголовного
уничтожении населения нашей страны.
Становится очень тоскливо, когда читаешь статьи в отечественной
прессе об «увлекательном табакокурении», о «метадоне – победителе
наркомании», об «игровом бизнесе – наполнителе бюджета» или об «исконно
украинской привычке пить горилку». Мы, журналисты, в ответе перед своими
читателями. И потому – иногда лучше не писать о табаке, спиртном или
наркотиках вообще, нежели писать, отрабатывая джинсовые деньги за статьи
о яде, убивающем сотни тысяч украинцев в год…
|