Танк — штука недешевая. Броня, вооружение, ходовая часть,
двигатель, дополнительное оборудование, экипаж в конце концов.
В свете финансовых затруднений (и, конечно, оригинального мышления)
человек не раз пытался заковать в броню… трактор. И хотя большинство
подобных эрзац-танков были сконструированы за рубежом, советская военная
промышленность тоже породила ряд шушпанцеров. Итак, тракторы, к бою! ----------------------<cut>---------------------- Белая
гвардия
В начале XX века многие танки базировались на видоизмененном и
укрепленном тракторном шасси. Первый бронированный трактор был
сконструирован в 1915 году французским инженером Жоржем Фильцем.
Российская промышленность «отстала» от легендарного танкотрактора
Фильца всего на полгода — в том же 1915-м артиллерийский полковник
царской армии Гулькевич разработал и запатентовал первый русский
броневик на базе трактора.
По сути, Гулькевич ничего нового не придумал. Броню уже активно
ставили на автомобильные шасси — вспомним хотя бы легендарный
«Остин-Путиловский»: на грузовое шасси английского производства
Путиловский завод «водрузил» свой кузов. По тому же принципу был
скомпонован броневик «Фиат-Ижора» и некоторые другие. Полковник
Гулькевич попросту предложил бронировать не автомобили, а тракторы, вот и
все. Да, скорость их была меньшей, зато проходимость и грузоподъемность
— много большей.
Главному военно-техническому управлению проект понравился, были
выделены средства (немалую часть вложил и сам Гулькевич), и в ноябре
1916 года танкотрактор «Илья Муромец» самостоятельно выехал из ворот
Путиловского завода.
Конечно, шасси было избрано иностранное – от американского Allis
Chalmers, ранее использовавшегося для буксировки орудий. В ходе
установки брони усилили подвеску, поставили форсированный движок
мощностью 68 л.с. и дублирующую рубку управления. Спереди машину
вооружили двумя спаренными «Максимами», а сзади – 76-мм пушкой.
Гулькевич полагал, что «Илья Муромец» будет идти в бой медленно, задним
ходом, зато отступать в случае чего – быстро, передним. Впрочем, понятие
«скорость» для подобной машины было относительным – больше 15 км/ч
выжать из нее было невозможно.
Испытания прошли успешно, и был изготовлен второй танкотрактор
Гулькевича, получивший название «Ахтырец». Полковник планировал серийное
производство своих броневиков и, вполне вероятно, преуспел бы в этом,
если бы не грянула революция. Февральские события не очень-то повлияли
на планы Гулькевича, а вот в октябре оба танка были конфискованы
большевиками. «Илью Муромца» переименовали в «Красный Петербург» и
оставили в Москве, а «Ахтырца» отправили на фронты гражданской войны.
К 1923 году потрепанные шушпанцеры исчерпали свой резерв и были
отправлены на слом. Так бесславно завершилась первая глава русского
шушпанцерства.
К слову, в бронечастях Белой армии в феврале 1919 года в
Новороссийске тоже было собрано несколько бронетракторов на базе
американских Visconsin. По конструкции эти машины были схожи с
тракторами Гулькевича. Ходили слухи и о других бронетракторах,
документация на которые не сохранилась.
В любом случае к 1923 году ни одного бронетрактора (по меньшей мере
«засвеченного») уже не существовало. Одни пошли на слом, другие просто
канули в Лету. Началась вторая глава.
Суррогаты 30-х годов
К 1930-м годам индустриализация в СССР шла полным ходом, а вот
Красная армия по-прежнему передвигалась, образно говоря, на тачанках.
Полноценные танки были дороговаты, а водрузить орудия на бронированные
тракторные шасси было делом не столь трудным.
Приказ о разработке броневиков на базе тракторов получил
ленинградский завод «Большевик», и уже в августе 1931 года на свет
появилась самоходная установка СУ-2. По сути, эта конструкция стала
прародительницей всех советских СУ, в том числе могучих СУ-76.
Базировалась СУ-2 на тракторе «Коммунар 9ГУ» и была оснащена 76-мм
орудием. В октябре опытный образец с имитацией брони из обычной стали
прошел полевые испытания. Машина с экипажем из пяти человек проехала
более 30 км, сделала ряд выстрелов, в том числе и на ходу. Никаких
«противопоказаний» к ее постановке на серийное производство выявлено не
было, но проект неожиданно свернули. Скорее всего, в этом были замешаны
внутренние интриги, а не техническая сторона вопроса. Была попытка
сконструировать и еще одно шасси СУ-5 с 76-мм пушкой образца 1915 года.
Этот трактор прошел испытания в 1932 году, но проект остановили из-за
того, что тракторное шасси не могло выдержать более мощного вооружения.
В те же годы была предпринята и еще одна попытка создать
бронетрактор. В 1930 году управление механизации и моторизации Красной
армии (УММ РККА) одобрило инициативу начальника опытно-конструкторского
бюро Н.Н. Дыренкова. Под его руководством было осуществлено бронирование
четырех тракторов – трех «Коммунаров 9ГУ» и одного Caterpillar 60. В
результате было построено четыре эрзац-танка: Д-10 (пушка и два
пулемета, шасси «Коммунар»); Д-11 (пушка и два пулемета, шасси
Caterpillar); Д-14 (десантный с экипажем 15 человек); Д-15 (химического
нападения с распылителем и резервуарами для отравляющих веществ).
Традиционная гонка привела к катастрофическим недоработкам в
конструкции всех четырех танков. Первые три, конечно, прошли на
испытаниях порядка сотни километров, но количество недостатков превысило
все возможные нормы. Ладно, что на подъемах топливо переставало
поступать самотеком в двигатель и тракторы глохли. Не так важен даже
факт серьезной неустойчивости тракторов – они переворачивались несколько
раз. Но то, что выхлопные газы при работе двигателя поступали в кабину
(конечно, не полностью, но ощутимо), стало последней каплей.
К 1932 году вся работа над суррогатными танками Дыренкова была
свернута. Последний танк Д-15 даже не был запущен в испытания. Он
мертвым грузом простоял некоторое время во дворе завода, после чего был
разрезан на металл.
На испуг!
Но самый знаменитый советский танкотрактор появился в Одессе. 5
августа 1941 года румынские войска вплотную подошли к городу, и начался
славный период, известный ныне как оборона Одессы. Защитникам не хватало
всего: личного состава, оружия, боеприпасов и даже провизии. Особенно
не хватало бронетехники: одними пулеметами сдержать наступающих румын
было невозможно.
Командование Черноморским флотом помогало всем чем могло, в том числе
и людьми, но этого не хватало. Летом 1941 года было принято
беспрецедентное решение. Одесский машиностроительный завод им.
Январского восстания («Январка») при помощи ряда других предприятий
переоборудовал 60 тракторов СТЗ-НАТИ… в броневики.
Сельскохозяйственные машины были обшиты легкой броней толщиной 10–20
мм (или просто стальными листами с судоремонтного завода), на некоторые
из них (не на все) установили башни от поврежденных и подбитых танков
Т-26 1930-х годов выпуска. Тяжелых пушек в наличии не было, да и не
выдержали бы тракторы подобной нагрузки, и на самодельные «танки» были
установлены мелкокалиберные орудия и пулеметы. На те тракторы, для
которых пушек не хватило, установили муляжи орудий! Самым лучшим
вариантом было вооружение двумя 7,62-мм пулеметами ДТ-29, но такая
роскошь досталась менее чем половине «танков». В атаку замечательные
шушпанцеры шли задним ходом, потому что самым уязвимым их местом были
передние скаты гусениц.
15 сентября обороне города пришел приказ «продержаться еще несколько
дней» – до прибытия подкрепления. 20 сентября 1941 года отряд из 60
бронированных тракторов в составе 210-го бронетанкового батальона принял
участие в боевых действиях под селом Великий Дальник на Южном секторе
обороны. Ставка была сделана скорее на психологический эффект, нежели на
боевую мощь: тракторы издавали чудовищный шум, к тому же румынское
командование было уверено в том, что силы города на исходе и ни о каких
боевых машинах речи идти уже не может.
Сумасбродная ночная атака бронетракторов имела оглушительный успех.
Включенные сирены и прожектора, дикий грохот и стрекотание пулеметов
вкупе с неожиданностью вынудили румын не просто отступить с насиженных
позиций, а откровенно бежать. Именно после этой легендарной атаки
трактор получил название НИ-1 (или «На испуг»).
Собственно, во время Второй мировой войны целый ряд заводов выпускал
подобные эрзац-танки. Практически все они базировались на тракторах СТЗ и
были похожи между собой как родные братья. До наших дней дошло
несколько НИ-1 – в Одессе и в Киеве. Правда, стоит отметить, что не все
сохранившиеся экземпляры советских бронетракторов точно
идентифицированы: на многие не было даже документации, они собирались
буквально «на коленке».
ХТЗ-16
Оборона Харькова была гораздо более тяжелой, нежели оборона Одессы.
Отсутствие выхода к морю и поддержки флота плюс гораздо более активное
наступление не позволили удержать город.
20 июля 1941 года Госкомитет обороны выпустил постановление «Об
экранировке легких танков и о бронировании тракторов». Харьковский
тракторный завод (ХТЗ) должен был стать одним из основных производителей
бронированной тракторной техники. Тем не менее за базу бронетрактора
приняли машину Сталинградского тракторного завода СТЗ-3 (хотя испытывали
и другие тракторы). Шасси усилили и «подогнали» под гусеницы для более
мощного СТЗ-5 в целях лучшей проходимости. Кабину демонтировали, на ее
месте разместили бронированную (толщина – до 25 мм) рубку с 45-мм
танковой пушкой. Новый бронетрактор получил индекс ХТЗ-16 и был
поставлен на производство в Харькове. Детали для него должны были
поступать с Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ), а
бронелисты – с Мариупольского завода им. Ильича. Разработку трактора
вели специалисты НАТИ.
Создатели попросту не успели. В начале сентября 1941 года началось
производство ХТЗ-16, а 15 сентября немцы уже завершили окружение
советских войск под Киевом. Германская армия наступала стремительно: 18
сентября была взята Полтава, – и было принято решение эвакуировать ХТЗ
вместо ранее планируемой круговой обороны. Более того, к моменту
эвакуации Новокраматорского завода он успел поставить не более сотни
боекомплектов для тракторов, что в любом случае ограничивало возможности
выпуска.
Командование имело указание удержать Харьков до 23 октября, чтобы
обеспечить полную эвакуацию заводов и населения. Героические части
советских войск справились: Харьков был взят лишь 20 октября, все
стратегически важные объекты успели эвакуировать. Но вернемся к
танкотрактору.
До начала эвакуации ХТЗ успел выпустить около 50 машин, хотя
изначально суммарно на СТЗ и ХТЗ планировали собрать 800 тракторов. Они
принимали участие в боях за Харьков. Вот, собственно, и все. ХТЗ-16
представляли собой полноценные боевые агрегаты, способные отразить атаку
противника, что они и делали – в том небольшом количестве, в котором
были выпущены. В отличие от НИ-1, ни одного ХТЗ-16 в классическом виде
не сохранилось.
Помимо Одессы и Харькова, бронетракторы (правда, выпущенные
«самопалом», в одном-двух экземплярах) воевали в Ленинграде. Данных об
этих машинах практически нет.
Занимательные шушпанцеры используются и сегодня – в местных
конфликтах Венесуэлы, Кубы, Камбоджи, Судана и других стран.
Мне кажется, эта странная ветвь военной техники вряд ли когда-нибудь
отомрет. Всегда найдется очередной оригинал, которому придет в голову
заковать в броню мирного труженика полей.
|