Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ВСЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Пятница, 26.04.2024, 05:56
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Блог

Главная » 2011 » Июль » 23 » Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. Самоходки
01:44
Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. Самоходки
Легенды о

Если спросить у обычного человека с улицы, какую из "самоходок" времен войны он знает, то в ответ чаще всего получим недоуменный или крайне задумчивый взгляд. Люди, чаще читающие книги о войне или любящие сериалы по Discovery или РТР-НТВ-ОРТ, смогут сразу назвать одну — СУ-100. Реже можно услышать о её более раннем "собрате" СУ-85. Иногда некоторые вспоминают о "Зверобоях" — тяжелых САУ СУ-152 и ИСУ-152. А вот про самую массовую самоходку времен Отечественной войны — СУ-76, почти никто ничего сказать не сможет. Ещё хуже дело обстоит с вопросом — а какие довоенные САУ вы знаете? И вот тут уж самые яростные поклонники "документалистики по ТВ" тоже не смогут дать определенного ответа. "Наверное нет". А может быть все-таки "да". Причем ещё какое "ДА"...

----------------------<cut>----------------------

Учитывая опыт предыдущий статьи о Т-34 на этот раз нумерация мифов о советских танках будет отсутствовать, поскольку поговорим мы о самом большом заблуждении, доставшемся нам ещё с советских времен — о самоходных установках РККА. Заблуждение это заключается в следующем — в довоенный период и в 1941-1942 гг. у Красной Армии самоходных установок не было. Рядовой читатель, не искушенный в вопросах истории советской бронетехники, конечно же согласится и будет не прав.

А ведь всё было совершенно иначе. Если не считать Германии, то в других странах тема самоходных установок на гусеничном шасси практически не развивалась вплоть до 1941 года.
Возьмем например Францию. Страна победила в Первой Мировой войне и на этом основании армейское командование и министерство вооружений полагали, что штурмовая артиллерия им не нужна. Это не говорит о том, что работы по САУ не проводились вообще — проводились, только очень скромно и ни одной(!) серийной самоходки до начала 1940 года на вооружение не поступило.
Похожим образом разворачивались события в Великобритании. Едва там собрали несколько удачных САУ "Birch Gun" на базе танка Vickers Medium Mk.II, как в 1929 году вышло распоряжение свернуть все работы и направить усилия на тяговую артиллерию. Вот так.

Легенды о

Французская САУ ACL-135 на шасси танка Renault D1, оснащенная пушкой 75-мм и 30-мм лобовым бронированием, проект аннулирован в 1935 году.
Легенды о

Французская САУ ARL V39 — был оформлен заказ на 72 САУ из которых 24 предполагалось поставить в невооруженном командирском варианте. К маю 1940 года планировалось иметь на вооружении уже 108 ARL 40 V39, но на практике собрали всего два небронированных прототипа (по другим данным всего один), отличавшихся мелкими деталями и разными стволами орудий.
Легенды о

Единственная французская серийная 75-мм самоходка SAu-40 на базе среднего танка SOMUA S35. Первый заказ на 24 САУ и 12 машин в командирском варианте (без орудий) был получен 15 октября 1939 г. Однако уже 1 мая 1940 г. было предложено выпустить 72 машины, но вместо 75-мм казематных пушек на них предлагалось поставить 37-мм противотанковые пушки Mle1937 L/53. По наиболее достоверным данным, SAu 40 оснащенная 75-мм пушкой участвовала в июньских боях 1940 г., где её применяли совместно с танками S-35. Возможно, ещё три самоходки с 47-мм пушками Mle 1937 также участвовали в боевых действиях.
Легенды о

Фотографии самоходных установок Vickers "Birch Gun" Mk.I (вверху) и Mk.Ie (внизу). Проект прекращен в 1929 году из-за низкого приоритета перед тяговй артиллерией.
Легенды о

А в это время в Советском Союзе...

Успех боевого применения бронемашин типа "Гарфорд-Путиловец" и ЗСУ на шасси Руссо-Балт лишний раз доказал, что мобильная артиллерия вещь весьма полезная. Следующим логическим шагом была установка орудий на гусеничное шасси. В начале 1920-х гг., когда опыта в конструировании танков было маловато, прорабатывались только проекты, а вот уже с 1931 года стали появляться вполне современные образцы самоходных орудий, причем различных типов и назначения. Начнем по порядку.

Легенды о

СУ-1
Одна из первых попыток предоставить РККА самоходную установку для поддержки пехоты оказалась не слишком удачной. В качестве базы был выбран танк Т-26 образца 1931 года, с которого демонтировали обе башни, а на их место устанавливалась бронированная закрытая рубка с пушкой КТ-28. На испытания САУ поступила в 1931 году, но перечень только основных недостатков составил 13 пунктов. Исходя из имеющихся результатов в 1932 году был подготовлен улучшенный проект СУ-1, но в то время предпочтение уже было отдано "арттанку” Т-26-4 и самоходной установке АТ-1, обладавшими лучшими проектными качествами.
Легенды о

АТ-1
Проект был разработан в 1933 году инженерами завода №185 под общим руководством С.А.Гинзбурга. Основой СУ-1 стала 76,2-мм пушка ПС-3, которая выгодно отличалась от КТ-28 лучшей дульной мощностью, что позволяло эффективно бороться как с полевыми укреплениями, так и с бронетехникой. При наилучших условиях темп стрельбы достигал 15-18 выстрелов в минуту, против 10-12 у полкового орудия обр.1927 г. Ходовая часть и корпус целиком заимствовались от Т-26.
История АТ-1 вроде бы развивалась неплохо и на 1936 год был намечен выпуск установочной партии. Однако ни в этом, ни в следующем году ни одной серийной самоходки так и не появилось. Причиной тому стал арест Сячинтова и закрытие работ по доводке орудия ПС-3.
Пытаясь спасти уже готовый второй опытный образец завод №185 реализовал проект санитарной машины. В марте 1940 года она была готова для отправки на советско-финский фронт, но война к этому времени закончилась. Далее переделанный прототип АТ-1 передали в Приволжский ВО, где его следы теряются.
Легенды о

СУ-2 \ СУ-5
В 1930 году были получены требования для установки полевых и зенитных орудий на трактора типа "Коммунар" и "Сталинец". Работы продвигались быстро и в 1931 году появилась САУ СУ-2 (первая с таким названием). В качестве базового было выбрано шасси трактора "Коммунар" (он же лицензионный Hanomag WD-50) с небольшими доработками. На бронепоездной тумбовой установке в средней части корпуса, монтировалось 76,2-мм полевая пушка обр.1902 г. конструкции Сормовского завода. Бронирование САУ по проекту состояло 10-мм бронещита, но на опытном образце его заменили стальным.
В 1931 году появилась улучшенная модель СУ-5, на которую предполагалось установить также зенитное орудие. Была выдана рекомендация построить установочную серию, но в это же время более выгодной оказалась установка артсистем на шасси танка Т-26. Так что, оба проекта закрыли.
Легенды о

СУ-3 \ Т-27К
Вариация на тему превращения самой массовой танкетки всех времен и народов в САУ. Было создано несколько вариантов, имевших один неутешительный итог:
установка 37-мм пушка Hotchkiss — первый проект такого рода с участием Т-27, для него была спроектирована новая рубка и гусеничный прицеп для перевозки БК, после проведения испытаний проект отвергли по причине низкой мощности орудия;
установка 76,2-мм пушки КТ-27 на открытой платформе за бронещитом — проект отклонен из-за сильной отдачи при выстреле, кроме того, ходовая часть оказалась перетяжеленной;
установка динамореактивной пушки калибра 76 мм Курчевского — в таком варианте САУ имела названия "малый артсамоход СУ-3” или Т-27К, из-за небольшой массы орудия проблемы с перетяжеленностью уже не возникало, но при выстреле пороховые газы сильно демаскировали САУ, а баллистические характеристики пушки не смогли довести тогда до требуемого уровня.
Легенды о

Легенды о

Легенды о

СУ-5
Триплекс дивизионной артиллерии. Проект, в общем-то, уникальный. Предусматривал установку на одном типе ходовой части сразу трех типов артсистем. Вкратце их судьба оказалась таковой:
СУ-5-1 – на этой САУ монтировалось 76,2-мм полковое орудие образца 1902\1930 гг., защищенное 15-мм лобовым бронещитом. Отвергнуты из-за отсутствия возимого БК и перегруженности ходовой части, хотя в отчете об испытаниях эти недостатки не считались существенными;
СУ-5-2 — отличалась установкой 121,9-мм гаубицей обр.1910\1030 гг. (сейчас принято "округление” до 122-мм) и возимым боекомплектом, состоявшим из 4 выстрелов и 6 гильз — принята на вооружение, серийно строилась в 1937-1938 гг. Одна батарея СУ-5-2 успешно участвовала в боях на озере Хасан не понеся потерь. В начальный период Великой Отечественной войны в западных ОВО находилось 17 самоходок этого типа. Об их боевом применении летом 1941 года информации не сохранилось;
СУ-5-3 — установлена 152,4-мм мортира НМ обр.1931 г. Серийно не строилась по тем же причинам, что и СУ-5-1.
Так что, перед войной РККА получила одну серийную САУ огневой поддержки, по своим ТТХ мало чем уступавшей немецким самоходкам времен войны.
На фотографиях сверху-вниз: СУ-5-1, СУ-5-2 и СУ-5-3.
Легенды о

СУ-6
Проблема прикрытия механизированных колонн и военных объектов от авиационных ударов привела к закономерному результату — назрела необходимость установки зенитного орудия на гусеничное шасси. Как можно догадаться, для этой цели выбрали Т-26. В качестве артсистемы послужила 76,2-мм зенитная пушка обр.1931 года. Поскольку орудие было тяжелым и отнюдь не миниатюрным ходовую часть пришлось удлинить, добавив дополнительный опорный каток. В процесс испытаний выяснилось, что даже модернизированное шасси Т-26 мало подходит для установки на нем тяжелых зенитных орудий — машину при выстреле раскачивало, а выросшая боевая масса отрицательно сказалась на ходовых качествах САУ. Соответственно, на вооружение СУ-6 не приняли.
Легенды о

СУ-7
САУ береговой обороны, разработанная в КБ заводов "Большевик" и №185. Техническое задание было очень сложным:
"254-мм пушка большой мощности (БМ). Угол вертикального наведения — от 0° до +42°. Вес фугасной бомбы — 225 кг, начальная скорость бомбы — 692 м/с, дальность стрельбы – 23500 м. Вес ствола с затвором 24000 кг.
305-мм гаубица большой мощности (БМ). Угол вертикального наведения от 0° до +60°, вес фугасной бомбы — 365 кг, начальная скорость бомбы — 360 м/с, дальность стрельбы — 12500 м, начальная скорость снаряда 600 м/с. Полный вес орудия — 14100 кг.
400-мм мортира большой мощности. Угол вертикального наведения от +5° до +70°, вес фугасной бомбы — 860кг, начальная скорость бомбы — 320 м/с, дальность стрельбы 10500 м, начальная скорость снаряда 600 м/с. Вес орудия — 10000 кг".
Понятно, что реализации хотя бы части этих требований на практике не было возможности и в 1934 году ТТЗ смягчили в сторону унификации с орудием Б-4. В конечном итоге к единому решению придти так и не смогли и осенью 1937 года проект закрыли.
Легенды о

СУ-8
Параллельно с СУ-6 прорабатывался вариант установке 76,2-мм зенитного орудия на средний танк Т-28. Более тяжелое шасси было более адекватным для данной артсистемы и к 1934 году подготовили два варианта СУ-8, причем первый уже начали строить на базе серийного танка.
На судьбу проекта повлияло два фактора: небольшое количество танков Т-28, необходимых РККА для оснащения бронетанковых частей, и "детские болезни", от которых удалось избавится лишь год спустя. Так что ни одного образца СУ-8 так и не было собрано, хотя в 1939 году намечалось возрождение проекта.
Легенды о

Легенды о

СУ-14
Он же "триплекс Тяжелой Артиллерии Особого Назначения” (ТАОН), в состав которого входили крупнокалиберные артсистемы: 152,4-мм пушка большой мощности, 203-мм гаубица обр.1929\1931 гг. и 305-мм мортира обр.1931 г.
Первая попытка реализовать этот титанический проект была предпринята в 1934 году. Для ходовой части использовали в основном узлы и агрегаты от Т-35, хотя трансмиссия в доработанном виде была заимствована от Т-28. Основной арсистемой стала 203-мм пушка Б-4, установленная на открытой платформе. Испытания СУ-14-1 выдержала, но со многими оговорками — предстояла значительная модернизация САУ.
Второй "подход к снаряду" состоялся в 1935 году, когда Б-4 заменили но более легкое орудие Б-10 калибра 152,4-мм. Испытания продолжались до 1937 года включительно, причем на последнем этапе планировался выпуск установочной серии. Завершению работы помешал активный поиск шпионов и арест многих инженеров, в результате чего к конце 1938 году практически все ведущие специалисты оказались в тюрьме.
К тяжелой самоходке вновь вернулись уже в ходе войны с Финляндией. В январе 1940 года был издан указ об экранировке двух СУ-14 и отправке на фронт, но когда процесс ремонта и монтажа бронелистов был завершен войны уже закончилась.
После этого СУ-14 снова отправили на хранение и только осенью 1941 года их перебросили на московское направление для отражения немецкого наступления. Точных данных об их боевом применении не сохранилось.
На фотографии вверху — СУ-14-1 образца 1935 г., внизу — забронированный вариант СУ-14 образца 1940 года.
Легенды о

САУ завода "Путиловец"
По большому счету — ещё один артиллерийский танк на базе Т-26, оснащенный массивной бронированной рубкой вместо башни и орудием Л-5 (по проекту). Проект, разработанный в 1932 году, вполне имел шансы на реализацию, но судьба распорядилась иначе. Необходимое орудие Л-5 так и не было поставлено, а проекты АТ-1 и СУ-1 выглядели тогда многообещающими. Кроме того, САУ имело слишком высокую центровку.
Легенды о

САУ Толочкова
Уникальный проект САУ береговой обороны, оказавшийся слишком сложным с технической точки зрения. В конце 1932 года был проведен конкурс, победителем в котором объявили проект инженеров завода №185 .А.Толочкова и П.Н.Сячинтова. Правда, была сделана одна оговорка – в целях унификации и ускорения производства САУ должна базироваться на шасси серийного тяжелого танка — так было решено использовать элементы шасси от танка Т-28. В качестве артсистемы выбрали 152,4-мм дальнобойную пушку Б-10, устанавливаемую на лафете в центре корпуса. По его замыслу, выйдя на огневую позицию САУ въедет на возимую с собой металлическую платформу с роликовым погоном, закрепит опорный штырь в центре и поднимет вверх гусеницы. Это должно было обеспечить круговое вращение орудия, которое осуществлялось за 20 минут посредством двигателя.
К концу 1937 года проект был близок к реализации, но аресты ведущих конструкторов привели к его закрытию.
Легенды о

CУ-37 \ CУ-45
Очередная попытка превратить легкий танк (на этот раз плавающий) оказалась неудачной. Выбранный для этих целей Т-37А оснащался новым бронекорпусом с неподвижной приземистой рукой и в первом варианте должен был оснащаться 45-мм танковой пушкой 20К. Идею реализовали в 1935 году, но уже тогда стало ясно, что СУ-45 (ранее — СУ-37) ничем не будет отличаться от легкого танка.
Легенды о

Т-100-Y
История тяжелого двухбашенного танка Т-100 для его создателей успеха не принесла. Но даже после отмены работ по этому проекту КБ завода №185 продолжала бороться за своё детище. В частности, было заявлено, что Т-100 можно использовать в качестве основы для создания САУ высокой мощности. Проект был одобрен и получил название Т-100-Х. В клиновидной рубке САУ, с толщиной брони 60 мм, предполагалось оснастить 130-мм морским орудием типа Б-13.
Легенды о

Вверху: проект Т-100-Х, 1940 г.
Внизу: проект САУ "Объект 103", 1941 г.
Легенды о

В скором временник проект доработали и присвоили ему обозначение Т-100-Y. Прототип был готов в марте 1940 года, но на финский фронт он попасть не успел. САУ отправили на полигон у Кубинку, однако в ноябре 1941 года о машине вспомнили снова.
Сейчас довольно часто можно встретить утверждение, что T-100-Y "в составе "Отдельного тяжелого дивизиона особого назначения" использовались в районе ст. Кубинка для стрельбы с закрытых позиций по наступавшим немецким войскам”, однако документальных свидетельств этому факту пока не нашлось.
Башенный вариант под обозначением "Объект 103" реализован не был.
Легенды о

Объект 212А
Идея установить на танк КВ сто-нибудь более мощное, чем 76,2-мм пушка, появилась практически сразу с появлением первого прототипа. Одно из таких направлений привело к созданию КВ-2, а второе — к появлению проекта тяжелой САУ "Объект 212А". Данный проект получил одобрение в АБТУ.
Постройку САУ надлежало провести на ЛКЗ, куда в декабре 1940 года был отправлен комплект рабочих чертежей для изготовления корпуса. Однако в это время предприятие было сильно загружено заказами на выпуск КВ-1 и КВ-2, на доработку которых были брошены основные силы кировского КБ. Помимо этого, в апреле 1941 года начались подготовительные работы по производству танков КВ-3 (первой версии, с удлиненных шасси и 76,2-мм пушкой), так что на САУ сил уже не оставалось.
Окончательная сборка корпуса затянулось вплоть до июня 1941 года, а после начала войны стало не до опытной "штурмовой” самоходки. Возможно, дело удалось бы довести до ходовых испытаний, но ЛКЗ не успело поставить шасси для САУ. В результате самоходная установка Объект 212А была разобрана на металл.
Легенды о

СУ-26П
Сейчас такие проекты принято называть "эрзацами" — то есть, временное решение на основе имеющихся наработок. Осенью 1941 года в Ленинграде на ремонте находилось несколько десятков танков Т-26 и БТ, которые имели тяжелые повреждения башни и вооружения. Чтобы техника не пропадала даром был одобрен проект установки на шасси танков Т-26 полковой пушки образца 1927 года. Вместо башни устанавливать открытая сзади бронированная рубка и танк легко превращался в самоходку.
Опыт использования этих машин, имевших в различных документах названия СУ-26, СУ-26П и СУ-76, показал, что при грамотном применении даже легкобронированные САУ огневой поддержки весьма эффективны.

Таким образом, нехитрый подсчет показывает, что только в довоенный период в металле было реализовано более 10 проектов САУ, из которых только одна (СУ-5-2) стала серийной. Даже в Германии, которую считают едва ли не родиной самоходок, не было создано такого количества готовых прототипов и проектов. Сейчас остается только сожалеть, что на вооружение не были приняты АТ-1 и СУ-14. Разумеется, у каждой из них была масса недостатков, но даже в таком виде они стали бы значительным усиление пехотных частей, особенно в 1941 году.
Однако не всё было столь трагично, потому как...

Установку более мощных орудий в серийные танки никто не отменял. Для начала решили провести несколько экспериментов с Т-26 и БТ, причем весьма успешных.

Легенды о

Т-26-4
В полном смысле это не САУ, а артиллерийский танк. Хотя назначения Т-26-4 это не меняет. Обычная самоходка выгодно отличается низким силуэтом, но отсутствие вращающейся башни ограничивает сектор обстрела. Так появилась идея оснастить танк Т-26 башней увеличенного размера с пушкой КТ-28. Машина получила название Т-26-4 и в 1935 году была рекомендована к серийному производству. Однако, в процессе испытаний произошел разрыв снаряда в стволе орудия и артиллерийский танк забраковали.
На фотографии -опытный образец артиллерийского танка Т-26-4, 1935 г.
Легенды о

БТ-7А
Зато с танком БТ-7 всё получилось. Башню использовали от Т-26-4, что позволило сократить и время, и ресурсы, так что уже в августе 1937 года начались поставки серийной продукции в войска. Этому артиллерийскому танку удалось принять участие в летних боях 1941 года, однако без особого успеха (что учитывая их более чем скромное количество неудивительно).
На фотографии — БТ-7А на испытаниях, 1936 г.
Легенды о

КВ-2
Эту машину безусловно можно признать самым мощным танком начального периода 2-й мировой войны. Оснащенный 152,4-мм пушкой-гаубицей М-10 танк КВ-2 любой модификации действительно представлял собой "стального монстра". Попадание тяжелого снаряда гарантированно выводила танк противника из строя, а масса в 52 тонны позволяла буквально давить вражеские Pz.I и Pz.II, что неоднократно имело место летом 1941 года.
К сожалению, КВ-2 остался недооцененной машиной и в 1944 году, когда началось крупномасштабное наступление вглубь Европы, о нем вспомнили вновь. Только к тому моменту штурмовые танки остались лишь в тыловых "учебках"... и у противника. Достаточно напомнить такие эпизоды: КВ-2 участвовали в 1945 году в обороне Кенигсберга, заводов в Эссене и, вероятно, Берлина.
На фотографии — КВ-2 из установочной партии 1940 года (У-7)
Просмотров: 2093 | Добавил: BERG | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]