Если спросить у обычного человека с улицы, какую из "самоходок"
времен войны он знает, то в ответ чаще всего получим недоуменный или
крайне задумчивый взгляд. Люди, чаще читающие книги о войне или любящие
сериалы по Discovery или РТР-НТВ-ОРТ, смогут сразу назвать одну —
СУ-100. Реже можно услышать о её более раннем "собрате" СУ-85. Иногда
некоторые вспоминают о "Зверобоях" — тяжелых САУ СУ-152 и ИСУ-152. А вот
про самую массовую самоходку времен Отечественной войны — СУ-76, почти
никто ничего сказать не сможет. Ещё хуже дело обстоит с вопросом — а
какие довоенные САУ вы знаете? И вот тут уж самые яростные поклонники
"документалистики по ТВ" тоже не смогут дать определенного ответа.
"Наверное нет". А может быть все-таки "да". Причем ещё какое "ДА"... ----------------------<cut>---------------------- Учитывая
опыт предыдущий статьи о Т-34 на этот раз нумерация мифов о советских
танках будет отсутствовать, поскольку поговорим мы о самом большом
заблуждении, доставшемся нам ещё с советских времен — о самоходных
установках РККА. Заблуждение это заключается в следующем — в довоенный
период и в 1941-1942 гг. у Красной Армии самоходных установок не было.
Рядовой читатель, не искушенный в вопросах истории советской
бронетехники, конечно же согласится и будет не прав.
А ведь всё было совершенно иначе. Если не считать Германии, то в
других странах тема самоходных установок на гусеничном шасси практически
не развивалась вплоть до 1941 года.
Возьмем например Францию. Страна победила в Первой Мировой войне и на
этом основании армейское командование и министерство вооружений
полагали, что штурмовая артиллерия им не нужна. Это не говорит о том,
что работы по САУ не проводились вообще — проводились, только очень
скромно и ни одной(!) серийной самоходки до начала 1940 года на
вооружение не поступило.
Похожим образом разворачивались события в Великобритании. Едва там
собрали несколько удачных САУ "Birch Gun" на базе танка Vickers Medium
Mk.II, как в 1929 году вышло распоряжение свернуть все работы и
направить усилия на тяговую артиллерию. Вот так.
Французская САУ ACL-135 на шасси танка Renault D1, оснащенная пушкой 75-мм и 30-мм лобовым бронированием, проект аннулирован в 1935 году.
Французская САУ ARL V39 — был оформлен заказ на 72 САУ из которых
24 предполагалось поставить в невооруженном командирском варианте. К
маю 1940 года планировалось иметь на вооружении уже 108 ARL 40 V39, но
на практике собрали всего два небронированных прототипа (по другим
данным всего один), отличавшихся мелкими деталями и разными стволами
орудий.
Единственная французская серийная 75-мм самоходка SAu-40 на базе
среднего танка SOMUA S35. Первый заказ на 24 САУ и 12 машин в
командирском варианте (без орудий) был получен 15 октября 1939 г. Однако
уже 1 мая 1940 г. было предложено выпустить 72 машины, но вместо 75-мм
казематных пушек на них предлагалось поставить 37-мм противотанковые
пушки Mle1937 L/53. По наиболее достоверным данным, SAu 40 оснащенная
75-мм пушкой участвовала в июньских боях 1940 г., где её применяли
совместно с танками S-35. Возможно, ещё три самоходки с 47-мм пушками
Mle 1937 также участвовали в боевых действиях.
Фотографии самоходных установок Vickers "Birch Gun" Mk.I (вверху) и
Mk.Ie (внизу). Проект прекращен в 1929 году из-за низкого приоритета
перед тяговй артиллерией.
А в это время в Советском Союзе...
Успех боевого применения бронемашин типа "Гарфорд-Путиловец" и ЗСУ на
шасси Руссо-Балт лишний раз доказал, что мобильная артиллерия вещь
весьма полезная. Следующим логическим шагом была установка орудий на
гусеничное шасси. В начале 1920-х гг., когда опыта в конструировании
танков было маловато, прорабатывались только проекты, а вот уже с 1931
года стали появляться вполне современные образцы самоходных орудий,
причем различных типов и назначения. Начнем по порядку.
СУ-1
Одна из первых попыток предоставить РККА самоходную установку для
поддержки пехоты оказалась не слишком удачной. В качестве базы был
выбран танк Т-26 образца 1931 года, с которого демонтировали обе башни, а
на их место устанавливалась бронированная закрытая рубка с пушкой
КТ-28. На испытания САУ поступила в 1931 году, но перечень только
основных недостатков составил 13 пунктов. Исходя из имеющихся
результатов в 1932 году был подготовлен улучшенный проект СУ-1, но в то
время предпочтение уже было отдано "арттанку” Т-26-4 и самоходной
установке АТ-1, обладавшими лучшими проектными качествами.
АТ-1
Проект был разработан в 1933 году инженерами завода №185 под общим
руководством С.А.Гинзбурга. Основой СУ-1 стала 76,2-мм пушка ПС-3,
которая выгодно отличалась от КТ-28 лучшей дульной мощностью, что
позволяло эффективно бороться как с полевыми укреплениями, так и с
бронетехникой. При наилучших условиях темп стрельбы достигал 15-18
выстрелов в минуту, против 10-12 у полкового орудия обр.1927 г. Ходовая
часть и корпус целиком заимствовались от Т-26.
История АТ-1 вроде бы развивалась неплохо и на 1936 год был намечен
выпуск установочной партии. Однако ни в этом, ни в следующем году ни
одной серийной самоходки так и не появилось. Причиной тому стал арест
Сячинтова и закрытие работ по доводке орудия ПС-3.
Пытаясь спасти уже готовый второй опытный образец завод №185 реализовал
проект санитарной машины. В марте 1940 года она была готова для отправки
на советско-финский фронт, но война к этому времени закончилась. Далее
переделанный прототип АТ-1 передали в Приволжский ВО, где его следы
теряются.
СУ-2 \ СУ-5
В 1930 году были получены требования для установки полевых и зенитных
орудий на трактора типа "Коммунар" и "Сталинец". Работы продвигались
быстро и в 1931 году появилась САУ СУ-2 (первая с таким названием). В
качестве базового было выбрано шасси трактора "Коммунар" (он же
лицензионный Hanomag WD-50) с небольшими доработками. На бронепоездной
тумбовой установке в средней части корпуса, монтировалось 76,2-мм
полевая пушка обр.1902 г. конструкции Сормовского завода. Бронирование
САУ по проекту состояло 10-мм бронещита, но на опытном образце его
заменили стальным.
В 1931 году появилась улучшенная модель СУ-5, на которую предполагалось
установить также зенитное орудие. Была выдана рекомендация построить
установочную серию, но в это же время более выгодной оказалась установка
артсистем на шасси танка Т-26. Так что, оба проекта закрыли.
СУ-3 \ Т-27К
Вариация на тему превращения самой массовой танкетки всех времен и
народов в САУ. Было создано несколько вариантов, имевших один
неутешительный итог:
— установка 37-мм пушка Hotchkiss — первый проект такого рода с
участием Т-27, для него была спроектирована новая рубка и гусеничный
прицеп для перевозки БК, после проведения испытаний проект отвергли по
причине низкой мощности орудия;
— установка 76,2-мм пушки КТ-27 на открытой платформе за бронещитом — проект отклонен из-за сильной отдачи при выстреле, кроме того, ходовая часть оказалась перетяжеленной;
— установка динамореактивной пушки калибра 76 мм Курчевского — в таком варианте САУ имела названия "малый артсамоход СУ-3” или Т-27К,
из-за небольшой массы орудия проблемы с перетяжеленностью уже не
возникало, но при выстреле пороховые газы сильно демаскировали САУ, а
баллистические характеристики пушки не смогли довести тогда до
требуемого уровня.
СУ-5
Триплекс дивизионной артиллерии. Проект, в общем-то, уникальный.
Предусматривал установку на одном типе ходовой части сразу трех типов
артсистем. Вкратце их судьба оказалась таковой:
СУ-5-1 – на этой САУ монтировалось 76,2-мм полковое орудие
образца 1902\1930 гг., защищенное 15-мм лобовым бронещитом. Отвергнуты
из-за отсутствия возимого БК и перегруженности ходовой части, хотя в
отчете об испытаниях эти недостатки не считались существенными;
СУ-5-2 — отличалась установкой 121,9-мм гаубицей обр.1910\1030
гг. (сейчас принято "округление” до 122-мм) и возимым боекомплектом,
состоявшим из 4 выстрелов и 6 гильз — принята на вооружение, серийно
строилась в 1937-1938 гг. Одна батарея СУ-5-2 успешно участвовала в боях
на озере Хасан не понеся потерь. В начальный период Великой
Отечественной войны в западных ОВО находилось 17 самоходок этого типа.
Об их боевом применении летом 1941 года информации не сохранилось;
СУ-5-3 — установлена 152,4-мм мортира НМ обр.1931 г. Серийно не строилась по тем же причинам, что и СУ-5-1.
Так что, перед войной РККА получила одну серийную САУ огневой поддержки,
по своим ТТХ мало чем уступавшей немецким самоходкам времен войны.
На фотографиях сверху-вниз: СУ-5-1, СУ-5-2 и СУ-5-3.
СУ-6
Проблема прикрытия механизированных колонн и военных объектов от
авиационных ударов привела к закономерному результату — назрела
необходимость установки зенитного орудия на гусеничное шасси. Как можно
догадаться, для этой цели выбрали Т-26. В качестве артсистемы послужила
76,2-мм зенитная пушка обр.1931 года. Поскольку орудие было тяжелым и
отнюдь не миниатюрным ходовую часть пришлось удлинить, добавив
дополнительный опорный каток. В процесс испытаний выяснилось, что даже
модернизированное шасси Т-26 мало подходит для установки на нем тяжелых
зенитных орудий — машину при выстреле раскачивало, а выросшая боевая
масса отрицательно сказалась на ходовых качествах САУ. Соответственно,
на вооружение СУ-6 не приняли.
СУ-7
САУ береговой обороны, разработанная в КБ заводов "Большевик" и №185. Техническое задание было очень сложным:
"254-мм пушка большой мощности (БМ). Угол вертикального наведения — от
0° до +42°. Вес фугасной бомбы — 225 кг, начальная скорость бомбы — 692
м/с, дальность стрельбы – 23500 м. Вес ствола с затвором 24000 кг.
305-мм гаубица большой мощности (БМ). Угол вертикального наведения от 0°
до +60°, вес фугасной бомбы — 365 кг, начальная скорость бомбы — 360
м/с, дальность стрельбы — 12500 м, начальная скорость снаряда 600 м/с.
Полный вес орудия — 14100 кг.
400-мм мортира большой мощности. Угол вертикального наведения от +5° до
+70°, вес фугасной бомбы — 860кг, начальная скорость бомбы — 320 м/с,
дальность стрельбы 10500 м, начальная скорость снаряда 600 м/с. Вес
орудия — 10000 кг".
Понятно, что реализации хотя бы части этих требований на практике не
было возможности и в 1934 году ТТЗ смягчили в сторону унификации с
орудием Б-4. В конечном итоге к единому решению придти так и не смогли и
осенью 1937 года проект закрыли.
СУ-8
Параллельно с СУ-6 прорабатывался вариант установке 76,2-мм зенитного
орудия на средний танк Т-28. Более тяжелое шасси было более адекватным
для данной артсистемы и к 1934 году подготовили два варианта СУ-8,
причем первый уже начали строить на базе серийного танка.
На судьбу проекта повлияло два фактора: небольшое количество танков
Т-28, необходимых РККА для оснащения бронетанковых частей, и "детские
болезни", от которых удалось избавится лишь год спустя. Так что ни
одного образца СУ-8 так и не было собрано, хотя в 1939 году намечалось
возрождение проекта.
СУ-14
Он же "триплекс Тяжелой Артиллерии Особого Назначения” (ТАОН), в состав
которого входили крупнокалиберные артсистемы: 152,4-мм пушка большой
мощности, 203-мм гаубица обр.1929\1931 гг. и 305-мм мортира обр.1931 г.
Первая попытка реализовать этот титанический проект была предпринята в
1934 году. Для ходовой части использовали в основном узлы и агрегаты от
Т-35, хотя трансмиссия в доработанном виде была заимствована от Т-28.
Основной арсистемой стала 203-мм пушка Б-4, установленная на открытой
платформе. Испытания СУ-14-1 выдержала, но со многими оговорками —
предстояла значительная модернизация САУ.
Второй "подход к снаряду" состоялся в 1935 году, когда Б-4 заменили но
более легкое орудие Б-10 калибра 152,4-мм. Испытания продолжались до
1937 года включительно, причем на последнем этапе планировался выпуск
установочной серии. Завершению работы помешал активный поиск шпионов и
арест многих инженеров, в результате чего к конце 1938 году практически
все ведущие специалисты оказались в тюрьме.
К тяжелой самоходке вновь вернулись уже в ходе войны с Финляндией. В
январе 1940 года был издан указ об экранировке двух СУ-14 и отправке на
фронт, но когда процесс ремонта и монтажа бронелистов был завершен войны
уже закончилась.
После этого СУ-14 снова отправили на хранение и только осенью 1941 года
их перебросили на московское направление для отражения немецкого
наступления. Точных данных об их боевом применении не сохранилось.
На фотографии вверху — СУ-14-1 образца 1935 г., внизу — забронированный вариант СУ-14 образца 1940 года.
САУ завода "Путиловец"
По большому счету — ещё один артиллерийский танк на базе Т-26,
оснащенный массивной бронированной рубкой вместо башни и орудием Л-5 (по
проекту). Проект, разработанный в 1932 году, вполне имел шансы на
реализацию, но судьба распорядилась иначе. Необходимое орудие Л-5 так и
не было поставлено, а проекты АТ-1 и СУ-1 выглядели тогда
многообещающими. Кроме того, САУ имело слишком высокую центровку.
САУ Толочкова
Уникальный проект САУ береговой обороны, оказавшийся слишком сложным с
технической точки зрения. В конце 1932 года был проведен конкурс,
победителем в котором объявили проект инженеров завода №185 .А.Толочкова
и П.Н.Сячинтова. Правда, была сделана одна оговорка – в целях
унификации и ускорения производства САУ должна базироваться на шасси
серийного тяжелого танка — так было решено использовать элементы шасси
от танка Т-28. В качестве артсистемы выбрали 152,4-мм дальнобойную пушку
Б-10, устанавливаемую на лафете в центре корпуса. По его замыслу, выйдя
на огневую позицию САУ въедет на возимую с собой металлическую
платформу с роликовым погоном, закрепит опорный штырь в центре и
поднимет вверх гусеницы. Это должно было обеспечить круговое вращение
орудия, которое осуществлялось за 20 минут посредством двигателя.
К концу 1937 года проект был близок к реализации, но аресты ведущих конструкторов привели к его закрытию.
CУ-37 \ CУ-45
Очередная попытка превратить легкий танк (на этот раз плавающий)
оказалась неудачной. Выбранный для этих целей Т-37А оснащался новым
бронекорпусом с неподвижной приземистой рукой и в первом варианте должен
был оснащаться 45-мм танковой пушкой 20К. Идею реализовали в 1935 году,
но уже тогда стало ясно, что СУ-45 (ранее — СУ-37) ничем не будет
отличаться от легкого танка.
Т-100-Y
История тяжелого двухбашенного танка Т-100 для его создателей успеха не
принесла. Но даже после отмены работ по этому проекту КБ завода №185
продолжала бороться за своё детище. В частности, было заявлено, что
Т-100 можно использовать в качестве основы для создания САУ высокой
мощности. Проект был одобрен и получил название Т-100-Х. В клиновидной
рубке САУ, с толщиной брони 60 мм, предполагалось оснастить 130-мм
морским орудием типа Б-13.
Вверху: проект Т-100-Х, 1940 г.
Внизу: проект САУ "Объект 103", 1941 г.
В скором временник проект доработали и присвоили ему обозначение
Т-100-Y. Прототип был готов в марте 1940 года, но на финский фронт он
попасть не успел. САУ отправили на полигон у Кубинку, однако в ноябре
1941 года о машине вспомнили снова.
Сейчас довольно часто можно встретить утверждение, что T-100-Y "в
составе "Отдельного тяжелого дивизиона особого назначения"
использовались в районе ст. Кубинка для стрельбы с закрытых позиций по
наступавшим немецким войскам”, однако документальных свидетельств этому
факту пока не нашлось.
Башенный вариант под обозначением "Объект 103" реализован не был.
Объект 212А
Идея установить на танк КВ сто-нибудь более мощное, чем 76,2-мм пушка,
появилась практически сразу с появлением первого прототипа. Одно из
таких направлений привело к созданию КВ-2, а второе — к появлению
проекта тяжелой САУ "Объект 212А". Данный проект получил одобрение в
АБТУ.
Постройку САУ надлежало провести на ЛКЗ, куда в декабре 1940 года был
отправлен комплект рабочих чертежей для изготовления корпуса. Однако в
это время предприятие было сильно загружено заказами на выпуск КВ-1 и
КВ-2, на доработку которых были брошены основные силы кировского КБ.
Помимо этого, в апреле 1941 года начались подготовительные работы по
производству танков КВ-3 (первой версии, с удлиненных шасси и 76,2-мм
пушкой), так что на САУ сил уже не оставалось.
Окончательная сборка корпуса затянулось вплоть до июня 1941 года, а
после начала войны стало не до опытной "штурмовой” самоходки. Возможно,
дело удалось бы довести до ходовых испытаний, но ЛКЗ не успело поставить
шасси для САУ. В результате самоходная установка Объект 212А была
разобрана на металл.
СУ-26П
Сейчас такие проекты принято называть "эрзацами" — то есть, временное
решение на основе имеющихся наработок. Осенью 1941 года в Ленинграде на
ремонте находилось несколько десятков танков Т-26 и БТ, которые имели
тяжелые повреждения башни и вооружения. Чтобы техника не пропадала даром
был одобрен проект установки на шасси танков Т-26 полковой пушки
образца 1927 года. Вместо башни устанавливать открытая сзади
бронированная рубка и танк легко превращался в самоходку.
Опыт использования этих машин, имевших в различных документах названия
СУ-26, СУ-26П и СУ-76, показал, что при грамотном применении даже
легкобронированные САУ огневой поддержки весьма эффективны.
Таким образом, нехитрый подсчет показывает, что только в довоенный
период в металле было реализовано более 10 проектов САУ, из которых
только одна (СУ-5-2) стала серийной. Даже в Германии, которую считают
едва ли не родиной самоходок, не было создано такого количества готовых
прототипов и проектов. Сейчас остается только сожалеть, что на
вооружение не были приняты АТ-1 и СУ-14. Разумеется, у каждой из них
была масса недостатков, но даже в таком виде они стали бы значительным
усиление пехотных частей, особенно в 1941 году.
Однако не всё было столь трагично, потому как...
Установку более мощных орудий в серийные танки никто не отменял. Для
начала решили провести несколько экспериментов с Т-26 и БТ, причем
весьма успешных.
Т-26-4
В полном смысле это не САУ, а артиллерийский танк. Хотя назначения
Т-26-4 это не меняет. Обычная самоходка выгодно отличается низким
силуэтом, но отсутствие вращающейся башни ограничивает сектор обстрела.
Так появилась идея оснастить танк Т-26 башней увеличенного размера с
пушкой КТ-28. Машина получила название Т-26-4 и в 1935 году была
рекомендована к серийному производству. Однако, в процессе испытаний
произошел разрыв снаряда в стволе орудия и артиллерийский танк
забраковали.
На фотографии -опытный образец артиллерийского танка Т-26-4, 1935 г.
БТ-7А
Зато с танком БТ-7 всё получилось. Башню использовали от Т-26-4, что
позволило сократить и время, и ресурсы, так что уже в августе 1937 года
начались поставки серийной продукции в войска. Этому артиллерийскому
танку удалось принять участие в летних боях 1941 года, однако без
особого успеха (что учитывая их более чем скромное количество
неудивительно).
На фотографии — БТ-7А на испытаниях, 1936 г.
КВ-2
Эту машину безусловно можно признать самым мощным танком начального
периода 2-й мировой войны. Оснащенный 152,4-мм пушкой-гаубицей М-10 танк
КВ-2 любой модификации действительно представлял собой "стального
монстра". Попадание тяжелого снаряда гарантированно выводила танк
противника из строя, а масса в 52 тонны позволяла буквально давить
вражеские Pz.I и Pz.II, что неоднократно имело место летом 1941 года.
К сожалению, КВ-2 остался недооцененной машиной и в 1944 году, когда
началось крупномасштабное наступление вглубь Европы, о нем вспомнили
вновь. Только к тому моменту штурмовые танки остались лишь в тыловых
"учебках"... и у противника. Достаточно напомнить такие эпизоды: КВ-2
участвовали в 1945 году в обороне Кенигсберга, заводов в Эссене и,
вероятно, Берлина.
На фотографии — КВ-2 из установочной партии 1940 года (У-7)
|