Пишет zina-korzina
Прочитала у germanych постинг о
советской рекламе и решила написать что-то своё. Причём, я немного
расширила тему и вспомнила об упаковке, а также о том влиянии, которая
оказывала доходившая до нас западная реклама.
...Что вспоминается лично мне в первую очередь? То, что я очень любила
буржуйскую «глянцевую» рекламу, я её вырезала из каких-нибудь привозных
журналов, клеила всё это в песенник и была тем страшно довольна.
Наверное, были такие люди, которым всё это не нравилось или было
безразлично, но я таких не встречала. В моём окружении реклама нравилась
всем. Это были картины красочного мира, совершенно особого и, как потом
выяснилось, не слишком соотвествующего действительности. ----------------------<cut>---------------------- Реклама
была символом западной жизни. В сказке Н.Носова «Незнайка на Луне»
слово «реклама» встречается довольно часто. Посмотрите, как вкусно
написано: «Мягким, льющимся изнутри светом осветились витрины
магазинов. На стенах домов засверкали, замигали разноцветными огнями
световые рекламы». Из этой же книги мы узнавали, что на Луне (читай —
на Западе) реклама играет огромную роль.
«Таковы уж нравы у лунных жителей! Лунный коротышка ни за что не
станет есть конфеты, коврижки, хлеб, колбасу или мороженое той фабрики,
которая не печатает объявлений в газетах, и не пойдет лечиться к врачу,
который не придумал какой-нибудь головоломной рекламы для привлечения
больных. Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в
газете, если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное
рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна
вовсе».
Западная реклама 1970-х гг.
Помните, там ещё сам Незнайка участвовал в рекламной акции,
раскручивал брэнд «гигантских растений»? Ну так вот, реклама привлекала
тем, что там были особые краски, особые тётки, как-то изысканно поданная
еда, которая априори казалась вкусной, хотя, мы теперь знаем, что это
не так. И та красивая еда, хотя и вполне съедобна, однако ничуть не
лучше, а часто — намного хуже той, которую мы потребляли. Я хорошо помню
совершенно фантастическую рекламу мороженого, которая лежала под
стеклом у одной из моих подруг — журнальный разворот, наполненный
нежно-розовыми, сливочно-карамельными, фисташково-ореховыми и
шоколадно-мармеладными чудесами.
И всё это было в виде уютных шариков, выложенных на изысканные
креманки. Или в форме фантазийных смесей, которые украшались
коктейльными «зонтиками» или тонкими полосатыми трубочками из вафельного
теста. В белоснежных облачках тонули глянцевые вишенки, стекал
солнечный джем, блистали крахмальные салфетки. Мы так хотели попробовать
все эти cherry-pistachio-chocolate. Они казались нам однозначно
интереснее скучного Пломбира за 48 коп. в ужасной фольге или убого
завёрнутого Эскимо. И само это нежно-хрустящее 'ice cream' звучало
вкуснее, чем суровое «мороженое»...
Западная реклама мороженого 1970-х гг.
Уже в Перестроечные годы в Москве появилась сеть кафе «Пингвин» — там
продавали разноцветное мороженое с разными наполнителями. Глаза
разбегались... А потом оно как-то приелось. А когда появилась сеть
'Baskin&Robbins' это уже было чем-то само собой разумеющимся и ни у
кого не вызывало особого трепета. Перепробовав все эти заморские
вкусности, мы поняли, что наш Пломбир был...настоящим, в отличие от
фисташковых шариков тамошнего айс-крима. В 1980-е, кстати, говорилось о
том, что наши товары иной раз гораздо качественнее, чем иноземные,
просто они оформлены безобразно. Их не хочется брать в руки. Приводились
в пример наработки начала 1950-х — с шикарно выполненными флаконами для
духов или с коробками для каких-нибудь трюфелей и «Южного ореха».
Кстати, в эпоху Застоя очень красивой считалась и реклама сталинской
эпохи, особенно вот это варенье из розовых лепестков. В этом было что-то
волшебное, будто бы из жизни фей или сказочных принцесс. (Я вообще в
детстве воспринимала Сталинскую эпоху, как какой-то Галантный Век —
из-за всех этих кулинарных книг с блюдами, типа шофруа и котлет
де-воляй, из-за фотографий с бело-розовыми садами МГУ, из-за открыточных
первоклассниц с лицами фрагонаровских пастушек).
Красивая отечественная реклама Сталинской эпохи.
...Вообще, о рекламе писалось, в основном, как о средстве
одурачивания населения в кап.странах. Мол, покажут какую-нибудь гадость
красивенько, народ побежит и раскошелится. Считалось, что советская
реклама должна как бы воспитывать вкус человека, показывать ему
достижения народного хозяйства, но никак не завлекать. Западная реклама
делает человека глупее, а наша — подкованнее. Где-то так. В наших
фильмах о тамошнем житье-бытье (в основном, снятых на Рижской
киностудии) часто показывали кусочки западной рекламы. Хорошо помню два
фильма, где это было особо ярко — «Инспектор Гулл» и «Мираж». Нам очень
хотелось, чтобы такая вот реклама джинсов, шоколада и собачьих кормов
была и у нас. Уже даже не о самих товарах шла речь, а о рекламе. Фиг с
ними — с кормами, была бы в телевизоре вон та красотка на фешенебельной
кухне с такой же фешенебельной псиной.
Встречалась мне и советская реклама экспортного варианта, вполне в
духе Запада, хотя и намного беднее. Тогда говорили, что это — показуха.
Нет. Просто наши внешторговцы, работая с зарубежными партнёрами,
говорили с ними на понятном им языке. Мол, если тамошнее общество
привыкло именно к такой форме продвижения товара, то так тому и быть.
Попадалась мне и реклама стран социализма, как правило, болгарская. Но
это не потому что её в СССР было много, это моя личная специфика.
Реклама стран социализма.
Существовали также отечественные каталоги товаров. Я помню
Внешторговские сборники — они были у нас дома. Там показывались товары,
которые можно приобести на так называемые «чеки». В наших кругах они
ценились много ниже, чем западные каталоги, но их тоже было интересно
смотреть. Выпускались и каталоги «Новые товары». К примеру, там была
вполне съедобная страничка с магнитофонами «Весна» и др., а также с
отечественными плейерами синего и красного цветов, которые ужасно
работали и жрали дефицитные батарейки с прожорливостью Гаргантюа.
...Сейчас мы объелись теле-рекламой до такой степени, что стараемся
на неё не реагировать. Что характерно, в советские времена тоже была
телевизионная реклама. В 1970-е гг. были 15-минутные блоки
«Союзторгреклама». Не помню всего, что там предлагалось срочно
приобрести, но в память врезалась какая-то маниакальная реклама сельди
иваси и пасты «Океан», произведённой из антарктического криля. Кстати,
не так давно я прочитала, что на продвижение пасты на рынок были брошены
силы ряда ведомств и каких-то НИИ. Всё без толку. Народ жаждал чёрной
икры, на худой конец — красной. (Вообще же, коммерческие начинания
советской индустрии всегда были неизменно похожи на суету
ильфо-петровского отца Фёдора. Помните его варку мыла, разведение
кроликов и т.д.?) Рекламу сопровождал размеренный голос диктора, будто
читающего правила пользования электроприборами. Никакой зазывности,
сплошная дидактика.
Кстати, в магазинах одноимённой сети «Океан» в 1970-х гг. лежали
рекламки с видами рыб и каким-нибудь рецептом из оных. Потом, к началу
1980-х эта практика прекратилась, не знаю почему. Вообще, насколько я
помню, все эти бумажки хватали дети, причём охапками и до реального
потребителя весь этот «маркетинг» часто не доходил.
Вообще же, реклама в СССР была, в принципе, возможна только одного вида —
раскрутка брэнда. Как это было с вышеупомянутой пастой «Океан» (или с
кукурузой в конце 1950-х гг.). Рекламировать же товары в условиях хотя
бы минимального товарного дефицита — бессмысленно. Я не скажу, что полки
советских магазинов были круглый год пустыми и люди ночами стояли в
очередях за мясом, но дефицит определённых товаров всё-таки был.
Рекламировать джинсы Levi`s или духи Diorissimo там, где их с трудом
доставали или привозили из-за бугра, смешно. А ещё нам объясняли, что в
стране с плановой экономикой не может быть конкуренции, а реклама — это
порождение рыночной соревновательности фирм.
Помню, в 1989 году появился магазин фирмы Lancome — «Золотая роза».
Он был в здании гостиницы «Москва», сбоку. Примерно тогда же открылся
Dior-овский бутик на улице Горького. Эти марки не надо было
раскручивать. Правда, многие туда заходили — просто посмотреть, как
привыкли смотреть каталоги и 'Burda'. Многие брэнды прижились в СССР
потому что первыми заявили о себе. Так, у нас была Pepsi-Cola и многие
люди моего поколения до сих пор предпочитают именно Pepsi, хотя Coca, на
мой взгляд, вкуснее*. Также прижилась у нас скромненькая 'Burda Moden'.
Тому же 'Cosmo' пришлось завоёвывать рынок, как, впрочем и 'Vogue'-у
(прикиньте, в первых номерах этого журнала печаталась сама Татьяна
Толстая!)
*Это моё заявление рекламой не является, это личное наблюдение.
Зато не было недостатка в социальной рекламе. Нас окружали и
сопровождали по жизни всевозможные «Хлеб — наше богатство!», «Экономьте
электроэнергию!» и «Спички детям не игрушка!» Было также много
«рекламы», связанной с идеологией. «Слава КПСС!» — кстати, очень красиво
было подано белыми буквами на красном фоне. На социальную рекламу люди
обращали внимания также мало, как мы сегодня — на рекламу товарную. Идёт
фоном и ладно, кого-то раздражает, кого-то призывает. Но смысл был один
— она отпечатывалась в мозгах.
Потом, с Перестройкой начались попытки по созданию настоящей рекламы.
Поначалу это выглядело дико. К примеру, в заставке к программе «Время»
возникла надпись Olivetti. Все слегка заволновались, мать мне сказала —
это реклама. Я ей говорю: «Какая может быть реклама? И если реклама, то
почему она такая тупая? Потому что ихняя реклама — это когда улыбчивая
дива предлагает всем обожраться шоколадом 'Cadbury', причём по её фигуре
не скажешь, что она даже нюхала тот шоколад. А наша реклама — это когда
официозным голосом убеждают кушать пасту «Океан». А тут была какая-то
надпись на привычном, годами виденном, фоне.
Экспортный вариант советской рекламы.
Помню, в Новогоднюю ночь с 1987 на 1988 в перерывах между номерами,
возникал силуэт бутылки с бодрым закадровым голосом: «Пейте коктейль
«Вечерний»!» Оно сумело так надоесть за ту ночь, что в ближайшем КВН-е
ребята высмеяли эту рекламу следующим образом. Один из участников
постоянно перебивал выступление своих товарищей и с имбецильной улыбкой
кричал: «Пейте коктейль «Вчерашний»!» Потом были ещё какие-то неудачные
варианты, которые не запомнились. Постепенно рекламы становилось всё
больше и больше. Сначала это радовало — помню бойкую рекламу 1990-х:
«Джинсы Jordash! В них выросла вся Америка!» Ничего более зазывающего
для россиянина 1990-х и быть не могло. Прикольными были ролики
Hershi-Cola c малолетним Сашей Лойе. Очень напрягали сюжеты, посвящённые
Zuko, Jupi и прочим растворимым «напиткам». Там постоянно резвились
дети (основной потребитель!) Я бы для них сделала другую рекламу — с
Менделеевым и его таблицей. Что-нибудь такое: «Всё это в одном флаконе!»
Всем очень нравилась реклама банка «Империал», который занимался
раскруткой царей и королей, в основном. Но к концу 1990-х реклама стала
для нас тем, чем она является для любого жителя капстраны. Мы к ней
привыкли; её тётки, псины и парящие в небесах йогурты перестали
волновать, интересовать и запоминаться. Реклама сделалась составляющей
нашей жизни. Одни ей верят, другие — нет, одних она бесит, других —
заставляет делать покупки. И то мороженое, с вишенками и фисташками,
давным-давно перепробовано и уже хочется нормального, (без E232)
Пломбира по 48 коп., пусть даже и в дурацкой фольге.
На десерт — советская телереклама 1980-х годов.
|