«Орёл» (1667—1669) — первый русский парусный корабль
западноевропейского типа, трёхмачтовый фрегат. Построен по указу Алексея
Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда. Предназначался для
охраны русских торговых судов на Каспийском море.
----------------------<cut>---------------------- «Орёл»
принято считать первым российским парусным кораблём западноевропейского
типа, хотя ещё в 1636 году был построен корабль «Фредерик». Однако
«Фредерик», хоть и был построен в России, нёс флаг Шлезвига-Гольштейна.
Фрегаты являлись одним из наиболее
разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Своё
происхождение фрегаты ведут от лёгких и быстроходных судов,
применявшихся для рейдов в проливе Ла-Манш начиная приблизительно с XVII
века. С ростом морских флотов и их радиуса действия, характеристики
дюнкеркских фрегатов перестали удовлетворять адмиралтейства, и термин
начал трактоваться расширительно, означая, фактически, любой лёгкий
быстроходный корабль, способный к самостоятельным действиям.
Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в
середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с
водоизмещением около 800 тонн, вооружённые примерно двумя-тремя
десятками 12-18 фунтовых пушек на одной орудийной палубе. Меньшие
корабли, не имевшие ни одной батарейной палубы, к фрегатам не
относились. В дальшейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли,
и после наполеоновских войн они достигали 1000 тонн водоизмещения и до
шестидесяти 24-фунтовых орудий. Наиболее крупные из них могли включаться
в боевую линию и в XIX веке получили название линейных фрегатов,
подобно линейным крейсерам XX века.
Подобно нынешним эсминцам, фрегаты являлись наиболее загруженным
типом кораблей парусного флота. В мирное время фрегаты, как правило, не
ставились на прикол, подобно линейным кораблям, а применялись для
патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки
экипажей. Надёжность и скорость фрегатов делали их популярными кораблями
для исследователей и путешественников. Например, французский
путешественник Луи Антуан де Бугенвиль совершил кругосветное плавание на
фрегате «Будёз» (Капризница) в 1766—1769, а знаменитый фрегат
«Паллада», на котором в 1855 году адмирал Е. В. Путятин прибыл в Японию
для установления дипломатических и торговых отношений, был построен в
1832 году как личная яхта императора Николая I.
В британском Королевском Флоте, который имел, по многим
свидетельствам, самое большое число фрегатов в мире, они имели ранги с
четвёртого по шестой.
Строительство
Заготовка леса производилась в районе Коломны, а железо, «самое
доброе к корабельному делу», поставляли тульские и каширские заводы.
Наблюдение за строительством кораблей было поручено боярину
Ордин-Нащокину. Из Голландии был приглашён мастер Ламберт Гельт.
Русскими плотниками руководили корабелы Яков Полуектов и С. Петров. В
марте 1668 года корпус «Орла» был уже настолько готов, что потребовалась
присылка в Дединово живописца и резчика для его отделки и украшения. В
январе 1668 года дело с постройкой корабля обстояло так: «у корабля дно и
стороны основаны, и кривые деревья все прибиты, а на верх на корабль
брусья растирают». В мае 1668 года корабль был спущен на воду, но
отделочные работы запоздали, и «Орел» зазимовал в Дединове.
Строительство корабля обошлась казне в 2 тысячи 221 рубль.
Вооружение
* 22 пищали (18х6-фн и 4х6-фн)
* 40 мушкетов
* 40 пар пистолетов
* ручные гранаты
Российский флаг
По одной из версий впервые российский триколор был размещен на
корабле «Орёл». Перед постройкой корабля капитан Бутлер отправляет
письмо царю, в котором спрашивает о флаге, потому что — как он дальше
разъясняет — «какого государства корабль, такое и знамя на нем живет».
Из приходно-расходных книг явствует, что после этого для изготовления
«флага большого» и множества вымпелов выписываются ткани белого, синего и
красного цветов. Вернее, как тогда говорили — белого, лазоревого и
алого. Таким образом, вполне возможно, что родиной российского флага
является село Дединово под Коломной, где находилась верфь. Тем не менее
достоверно не известно каким был рисунок, так как говорилось лишь о
сочетании цветов. Первое же известие о полосатом бело-сине-красном флаге
относится к 1693 году — именно этот флаг царя московского (полосатое
полотнище с изображением золотого двуглавого орла) было личным
штандартом Петра I, под которым он плавал в Архангельске.
Первое плавание
В апреле 1669 года корабль был назван «Орлом», изображение орла как
государственного герба России было нашито на корабельные флаги.
Капитаном назначили голландца Давида Бутлера, а все матросы были
нерусскими. 7 мая корабль поднял паруса и тронулся в путь. Весь путь от
Дединова до Астрахани занял три с половиной месяца.
Вступление в строй первого боевого корабля вызвало необходимость
организации на нём корабельной службы. В Посольский приказ был
представлен проект краткого морского устава в виде «письма корабельного
строя» (то есть устройства). Это «письмо» состояло из введения и 34
уставных статей, в которых содержались основные правила корабельной
службы, излагались обязанности и взаимоотношения командира и остальных
должностных лиц корабля, а также краткие наставления о действиях личного
состава во время якорной стоянки, на ходу, в бою и при различных других
обстоятельствах. Статьи эти, получившие утверждение царя,
свидетельствовали о том, что постройка «Орла» была в жизни русского
государства не случайным явлением, а серьёзным началом создания
регулярного военного флота.
Гибель корабля
В 1670 году, вскоре после захвата Астрахани восставшими казаками
Степана Разина корабль «Орёл» был сожжён, так как по своему устройству и
парусному вооружению он был слишком сложен для управления, а в случае
захвата его царскими войсками представлял бы опасность для восставших.
Бумажная модель от
левши дает большой простор для творчества.
|