В первые годы XIX столетия Москва продолжала жить традициями прошлого
века. Преобразование древней столицы в современный благоустроенный
город произошло после наполеоновского нашествия и пожара 1812 г.
В 1813г. была организована Комиссия для восстановления Москвы,
которая занималась перестройкой города в течение тридцати лет. В том же
году в Москву из народного ополчения возвратился Осип Иванович Бове
(1784—1834). До Отечественной войны он учился в архитектурной школе,
которой руководил Матвей Фёдорович Казаков, и работал в Кремле. Теперь
Бове получил должность архитектора, в его ведении находилась центральная
часть города. ----------------------<cut>---------------------- Осип
Иванович Бове родился в 1784 году в Петербурге, в семье живописца
Винченцо Джованни Бове, работавшего в Эрмитаже, и получил имя Джозеф,
позднее переделанное на русский манер – в Осипа. После него в семье Бóва
родились еще двое сыновей – Михаил и Александр, также будущие
архитекторы и помощники Осипа. Еще в детстве Осип переехал с семьей в
Москву, где начались годы учения. В 1802 году Бове поступает в
архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения. Бове успешно
занимался в архитектурной школе, постепенно повышаясь в чинах; от
канцеляриста и коллежского регистратора в 1803 году до губернского
секретаря в 1806 году и коллежского секретаря в 1809 году. В 1809-1812
годах Бове уже значится в числе архитекторских помощников в Экспедиции,
участвует в работах по реставрации Кремля, ремонту зданий,
благоустройству города.
Начало творческой деятельности молодого архитектора прошло под
руководством М.Ф.Казакова и К.И.Росси в Москве и в Твери. Во время войны
Бове уходит в ополчение. В 1813г. для восстановления сожженной Москвы
была создана специальная Комиссия, занимавшаяся помощью жителям,
обеспечением их стройматериалами, надзором за качеством строительства.
Для удобства работы Комиссии Москва была поделена на четыре сектора,
работами в которых заведовали архитектор с помощниками. Бове был
назначен архитектором на четвертый участок, в который входили
центральные районы города: Тверская, Арбатская, Пресненская, Новинская и
Городская части. Бове и его помощникам предстояло составлять проекты
жилых домов и следить за их выполнением; кроме того, нужно было
проектировать и торговые лавки по всему городу, постройке которых
Комиссия придавала большое значение. Лучшими были признаны торговые
лавки на Красной площади и вокруг стен Китай-города. Необходимо было
уделить особое внимание отделке фасадов казенных и общественных зданий, и
обязанность по надзору за их разработкой и украшением решено было
возложить на Бове. В этой части работы Осипу Ивановичу помогали его
младшие братья.
В феврале 1816г. Осип Бове получает звание архитектора от совета
Петербургской Академии художеств. В этом же году он женится на княгине
Авдотье Семеновне Трубецкой, вдове. Некоторое время супруги жили в доме
архитектора на Малой Дмитровке, потом Бове выстроил новый дом в имении
жены в Петровском переулке (б. Богословском), ныне это здание значится
под №9.
С 1814 по 1816 г. Бове занимался реконструкцией Красной площади.
Главная площадь древнего города утратила своё значение, когда Москва
перестала быть столицей государства, и к началу XIX в. представляла
собой пространство, хаотически застроенное каменными и деревянными
лавками. Бове засыпал ров и уничтожил земляные укрепления, тянувшиеся
вдоль кремлёвской стены. На месте рва был разбит бульвар и появился
проезд к набережной Москвы реки. Бове снёс ветхие лавки, открыв тем
самым вид на Покровский собор (собор Василия Блаженного). Архитектор
составил проект восстановления Никольской башни, разрушенной в 1812 г., и
перестроил здание Торговых рядов, которое стояло напротив кремлёвской
стены, отделяя площадь от Китай-города. Бове выделил композиционный
центр площади, сориентировав центр фасада Торговых рядов на купол
Сената. В 1818г. на этой оси лицом к Кремлю был установлен памятник
Минину и Пожарскому, созданный Иваном Мартосом. (На месте Торговых рядов
в 1888 г. возведено новое здание, ныне стоящее на Красной площади;
тогда же памятник Минину и Пожарскому перенесли к Покровскому собору.)
Следующая работа Осипа Бове — проект Театральной площади и здания
Петровского театра, позднее названного Большим. Идея создания площади
принадлежала царю Александру I. Архитектору пришлось провести сложнейшие
градостроительные преобразования, так как выбранное императором место
было застроено, у стен Китай-города стояли бастионы и протекала река
Неглинная. Бове спроектировал прямоугольную площадь, боковые стороны
которой оформил здания ми с одинаковыми фасадами. А в глубине площади
возвышался театр.
В 1819г. Бове сдал проект площади с обрамляющими ее зданиями в
Комиссию для начала застройки. Уже через пять лет, в 1824г., в Малом
театре был дан первый спектакль.
Большой театр – грандиозная работа, принесшая Бове наибольшую
известность, – был заказан ему как «искуснейшему из архитекторов».
Петровский театр XVIII века почти полностью сгорел в 1805г., и труппа на
годы осталась без своего здания. Проект театра, созданный Бове, был
одобрен лично Александром I и принят к исполнению. Колоссальное здание
украсил величественный портик из восьми колонн с фронтоном и скульптурой
Аполлона в колеснице. Зрительный зал поражал своими размерами –
огромный просторный партер с амфитеатром и пять ярусов, – и вмещал до
трех тысяч зрителей. В проектировке технической стороны театра Бове
помогал известный инженер Девис. Первый спектакль в новом театре прошел 6
января 1825г. На торжественном открытии публика вызывала не актеров, а
архитектора. По воспоминаниям современника, «перед увертюрой поднялся
ужасный шум; стали выкликать строителя: Бове, Бове! Он явился в ложе
директора и его заглушили рукоплесканиями, и «браво» летали по зале!..».
Спустя 30 лет, после пожара, Большой театр был перестроен архитектором
Кавосом, внесшим серьезные изменения и искажения в первоначальный облик.
В одно время с работой над Театральной площадью и проектом Большого
театра Бове занимается устройством нового Кремлевского сада (ныне
Александровского). У архитектора был замысел создания у стен Кремля на
месте протекавшей здесь Неглинки парка с руинами в романтическом духе, с
разнообразными кустами и деревьями, с клумбами и гротом, сохранившимся
до наших дней. Со стороны Москвы-реки сад ограничивался Троицким мостом с
полукруглыми спусками-пандусами. Заодно Бове занимается и
реконструкцией Манежа, планирует внутреннюю отделку и внешний декор
здания.
Особое восхищение современников вызывал выполненный по проекту Бове
грот, сохранившийся до наших дней. Четыре дорические колонны как бы
вырастают из земли внутри грота. Строгие, утяжеленные формы этого
сооружения хорошо сочетались с нагромождением камней, воспроизводящим
древнюю циклопическую кладку. В этом проявилось характерное для русского
искусства того времени романтическое стремление сочетать классику со
стариной.
Послевоенная Москва заново застраивалась множеством жилых домов, и
Бове постоянно получал заказы от частных лиц – как дворян, так и купцов и
мещан. Архитектору принадлежит создание нового проекта купеческого дома
– с торговыми лавками внизу и жилыми комнатами для хозяев и
квартирантов наверху. Также Бове создал и новый тип городского особняка с
выходом флигелей на улицу и с парадным двором, уменьшенным до размеров
палисадника. Таков, например, был особняк Н.С.Гагарина (позднее Книжная
палата) на Новинском бульваре, разрушенный во время Великой
Отечественной войны.
Храмовой архитектуре Бове уделял меньше внимания, но все его
произведения в этой области могут быть названы выдающимися. В 1821г. на
средства кн. С.М.Голицына им была возведена церковь Николая Чудотворца в
Котельниках (1-й Котельнический пер., 8-10) – небольшое стройное здание
в стиле классицизм, с двухъярусной колокольней, высоким куполом,
увенчанным шпилем.
В 1822г. Бове строит новую церковь Михаила Архангела в подмосковной
усадьбе жены, Архангельском. Осип Иванович вообще много внимания уделял
загородному имению, и кирпичная ротондальная церковь может по праву
считаться одним из лучших образчиков стиля ампир. «Сестра-близнец» этого
храма была построена в 1825-1828гг. в селе Пехра-Покровское
(Балашихинский р-н) на средства прихожан по тому же проекту. Позднее
трапезная была перестроена.
Кроме того, Бове были построены два домовых храма в городских
больницах. Работа над проектированием и возведением новых больших
городских больниц занимала у архитектора бóльшую часть времени во второй
половине 1820-х гг. С 1825г. началось переоборудование дома Гагариных у
Петровских ворот в Екатерининскую больницу (ныне 24-я ГКБ). Параллельно
Бове разрабатывал проект Градской больницы на Большой Калужской улице
(сейчас известной как 1-я Градская на Ленинском проспекте). Этот проект
был утвержден только в 1828г., и начались масштабные работы по ее
строительству. Бове, еще в 1810-х гг. работавший с М.Ф.Казаковым на
строительстве соседней Голицынской больницы, сделал новый комплекс
отчасти схожим с ней, но еще сильнее «открыл» здание к улице, вытянув
главный корпус. Фасад больницы украсил монументальный портик с колоннами
и с широкой парадной лестницей. И Градская, и Екатерининская больницы
были открыты почти одновременно – в 1833г.
Кроме больниц, в 1826-1828гг. Бове успел создать проект Триумфальной
арки у Тверской в честь победы над Наполеоном. Это высокая
однопролетная арка из белого камня, с шестью парами коринфских чугунных
колонн, увенчанная скульптурной группой «Слава» – победоносной фигурой
на колеснице. Вся арка украшена скульптурами: аллегорическими
изображениями храбрости, твердости и др., воинами в древнерусских
доспехах. Скульптуры выполнены И.П.Витали и И.Т.Тимофеевым по рисункам
Бове. В 1936г. арка была разобрана при реконструкции Тверской улицы и
восстановлена только в 1968г. на Кутузовском проспекте.
Мало кому известно, что Осип Бове построил также новый храм Троицы
Живоначальной в московском Даниловском монастыре. Долгое время
архитектором храма считался Тюрин, но новейшие исследования обнаружили
настоящего автора.
В 1818 г. Николай Борисович Юсупов ожидал в гости Александра I.
Готовясь к встрече, он привлек Осипа Бове и Пьетро Гонзага в качестве
архитекторов для постройки усадебного театра. В 1822 году Бове построил
церковь в селе Архангельском — имении жены княгини А.С. Трубецкой.
Одна из последних выдающихся работ Бове – церковь Всех Скорбящих
Радости на Большой Ордынке. И здесь архитектор оказался «соавтором»
своего наставника Баженова, перестроившего за 40 лет до этого западную
часть храма. Бове же заново спроектировал восточную половину сильно
пострадавшей во время войны церкви, создав уникальное здание, украшение
всего Замоскворечья. Осип Иванович не успел завершить строительства – он
умер 15 июня 1834г. и похоронен на кладбище Донского монастыря.
Бове никогда не ограничивался только составлением проектов, которые и
сейчас восхищают нас тонкостью и виртуозностью. Он всегда сам руководил
строительными работами и был прекрасным знатоком строительного дела.
Бове работал с выдающимися инженерами, художниками и скульпторами, и в
результате этого творческого содружества создавались совершенные
произведения, обладающие замечательными художественными, конструктивными
и эксплуатационными качествами. Бове неоднократно привлекали в качестве
эксперта по инженерно-техническим вопросам.
Осип Иванович Бове был великим тружеником, энергичным строителем,
неутомимым восстановителем Москвы. Он создал прекрасные здания, служащие
до наших дней украшением города. Он горячо любил родной город и своим
творчеством вписал блестящую страницу в историю русской архитектуры.
Москва обязана этому мастеру выдающимися произведениями зодчества,
представляющими собой наиболее характерные и яркие образцы московского
ампира — этой самостоятельной большой ветви русской классической
архитектуры начала XIX века.
|