Уголок Атеиста.
В воскресенье 8 ноября умер Виталий Лазаревич Гинзбург,
физик-теоретик, академик Российской академии наук, лауреат Нобелевской
премии (2003). Помимо академических успехов Виталий Лазаревич был
известен как один из немногих критиков мракобесия и шарлатанства в
общественной жизни и научной деятельности. Основатель и вдохновитель
Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при
президиуме Российской академии наук, Гинзбург непрестанно защищал
любимую им фундаментальную науку от множества лженаучных явлений:
астрологии, уфологии, псевдоисторических теорий, нетрадиционной медицины
и прочей «биоэнергоинформатики». Расплодившиеся в хаосе 90-х годов
лженаучные теории сегодня отнюдь не утратили своего влияния – мы можем
читать астрологические прогнозы на полосах ведущих газет, видеть адептов
«нетрадиционной медицины» в популярных телепрограммах, наблюдать, как
шарлатаны всех мастей оккупируют средства массовой информации с целью
заработка на человеческом невежестве. Виталий Гинзбург всегда давал
решительный отпор подобного рода мистификациям, всей «дурной мистике»,
укореняющейся не только в общественной жизни, но и в науке. ----------------------<cut>---------------------- Неоднозначные
и сложные взаимоотношения связывали Виталия Гинзбурга с религией.
Неутомимый борец с клерикализацией общества, противоречащей прежде всего
14-й статье Конституции России («Никакая религия не может
устанавливаться в качестве государственной или обязательной»), Гинзбург
вместе с другими академиками РАН 22 июля 2007 года инспирировал
знаменитое «Письмо академиков», породившее, в свою очередь, ответное
«Обращение 227» ученых-«клерикалов».
Гинзбург активно протестовал против введения теологии в номенклатуру
специальностей Высшей аттестационной комиссии, что повлекло бы за собой
появление так называемых «светских теологов» – кандидатов и докторов
теологии. Учитывая, что «теологии вообще» не было и нет и что всякая
теология носит конкретно конфессиональный характер, такой протест вызвал
оживленное обсуждение и поддержку большей части академического
гуманитарного сообщества страны.
Другим направлением общественной деятельности ученого была активная
критика попыток внедрения в среднее образование предметов религиозного
назначения («Основ православной культуры» etc). Академик закономерно
обращал внимание как на принцип отделения религиозных организаций от
системы государственного образования, так и на явную нелепость введения
обязательного религиозного предмета в ситуации открытости религиозного
образования в рамках религиозных учебных заведений (например, в России
сегодня существует более одиннадцати тысяч воскресных православных
школ).
В то же время резкую критику подчас вызывала позиция Виталия
Лазаревича в отношении иудаизма в целом и иудейского образования в
частности; так, ученый оказывал материальную поддержку синагог, но не
как центров религиозной жизни, а как факторов консолидации еврейских
общин.
Авторы первого бюллетеня «В защиту науки», издаваемого Комиссией по
борьбе с лженаукой, писали в 2006 году: «Иногда кажется, что дело уже
проиграно и что возврат к Средневековью – лишь вопрос времени. Вот
только подрастет молодежь, которую уже обучают фоменковщине и
«креационистской науке»… Но мы исходим из того, что еще не поздно, что
даже слабое воздействие все еще может изменить траекторию развития
страны. Попытаться изменить положение дел – наш долг».
Виталий Лазаревич Гинзбург свой долг выполнил. Продолжение его
дела – наша задача.
Павел Николаевич Костылев — старший научный сотрудник кафедры
философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им.
Ломоносова
|