Недаром так долго — уже вразрез с изменившейся обстановкой, уже став,
так сказать, неактуальным — демьяненковский Шурик держался на экране:
его человечность и неидеологичность стали вызовом, попыткой
противостояния «времени функционеров». По этой же причине — не в
последнюю очередь — персонаж Демьяненко и исчез с экрана. Его не удалось
приспособить к новым обстоятельствам: после Шурика А. Демьяненко не
сделал карьеры. И, может быть, поэтому давний кинообраз сохранился в
чистоте и свежести, оставаясь наглядным свидетельством своего времени. ----------------------<cut>---------------------- Детство
Александр Демьяненко родился 30 мая 1937 года в Свердловске. Его отец
Сергей Петрович Демьяненко в молодости окончил ГИТИС. В конце 20-х,
после нескольких лет работы в знаменитой "Синей блузе", он приехал в
Свердловск. Сначала состоял в труппе оперного театра, затем преподавал
актерское мастерство в консерватории и почти до конца дней работал
массовиком-затейником. Запросто мог организовать шоу с любым количеством
людей — от десяти человек до целой площади.
В Сергея Петровича постоянно влюблялись женщины. И он не мог не
ответить взаимностью. После рождения старшего сына, Саши, Сергей
Петрович женился во второй раз. В этом браке родились сын Володя и дочь
Надя. (Владимир сейчас работает импресарио у всемирно известного
музыканта Юрия Башмета.) Спустя время отец вернулся в первую семью, и у
Саши родились две родные сестры — Наталья и Татьяна. Все пятеро детей
Сергея Петровича подружились и пронесли родственную любовь через всю
жизнь. Однако отец вновь не усидел и создал третью семью. С Зоей
Павловной он прожил до конца жизни.
Постоянно находясь рядом с отцом, маленький Саша рано увлекся
театром. Он записался в кружок художественной самодеятельности при
Дворце культуры, где сыграл свои первые роли. Помимо самодеятельности,
Саша учился в музыкальной школе, играл на фортепиано. Позже, когда
Александр вырос, близкие отмечали у него красивый низкий баритон. Жаль,
что в кино зрители так ни разу не услышали его песен…
Поступление в ГИТИС
По окончании школы, в 1954 году, Александру предстояло определиться с
дальнейшей профессией. В то время в Свердловск приехала приемная
комиссия прославленного МХАТа. Юноша рискнул попробовать, но во время
экзаменов разволновался — и результат оказался неудачным.
И тогда Александр сдал экзамены и поступил на юридический факультет
Свердловского университета. Проучился он там всего полгода и вскоре
понял, что это не его. Его вновь потянуло на сцену. И на следующий год
Александр отправился в Москву. Вскоре родители получили от сына
телеграмму: "Победа! Принят ГИТИС и Щукинское. Остаюсь ГИТИСе".
Первые роли в кино
Студентом Александр Демьяненко был не самым лучшим. Учился-то он
хорошо, да только много прогуливал. Посреди занятия мог поднять руку:
"Можно выйти?" Выходил и уезжал в Свердловск. У него одного пропусков
было в несколько раз больше, чем у всего курса. Но Демьяненко всё
прощалось, так как профессор Иосиф Раевский очень любил его и верил в
его успех: "Саша, приходи хотя бы на мастерство".
Уже на 2-м курсе ГИТИСа режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов
пригласили Александра на роль Мити в картину "Ветер" — оптимистическую
драму, завершившую "комсомольскую" трилогию, начатую фильмами "Тревожная
молодость" и "Павел Корчагин". Эта работа начинающего актера привлекла
внимание как зрителей, так и кинематографистов. Был рожден новый тип
героя — скромного интеллигентного юноши, совершающего подвиг.
В 1959 году Александр Демьяненко окончил ГИТИС и был приглашен в
Московский драматический театр имени Маяковского, где он проработал три
года, но все больше актера затягивало кино…
В 1961 году Александр вновь снялся у Алова и Наумова. В драме "Мир
входящему" он сыграл щеголеватого лейтенанта Ивлева, выпускника училища,
получившего в последний день войны задание — доставить в госпиталь
молодую беременную немку. Благодаря этой ленте, Александра Демьяненко
впервые узнали за рубежом — фильм был отмечен несколькими призами на
фестивалях в Венеции и Брюсселе.
В том же году вышли два фильма, которые сделали актера известным и в
СССР. В лирической комедии "Карьера Димы Горина" Демьяненко появился в
образе честного кассира, исправившего ошибку при выдаче вклада. Найдя в
таежной глуши вкладчика и вернув в сберкассу деньги, его герой остается
на строительстве высоковольтной линии передачи.
Другая работа — добрая и веселая комедия "Взрослые дети", которая и
по сей день нередко демонстрируется по телевидению. Вместе с Лилией
Алешниковой они сыграли молодую семейную пару, живущую вместе с
родителями (Алексей Грибов и Зоя Федорова).
Переезд в Ленинград
С 1962 года Демьяненко покинул театр Маяковского и перебрался из
Москвы в Ленинград. Тому были две причины. Во-первых, он уже начал
активно сниматься на "Ленфильме", а во-вторых, что очень важно для
молодого актера, в Москве ему жить было негде, а в Ленинграде давали
квартиру.
На "Ленфильме" Александр снялся в киноповести Владимира Венгерова
"Порожний рейс" (1962), где сыграл молодого журналиста центральной
газеты Сироткина, раскрывающего махинации; в детективе Николая Розанцева
"Государственный преступник" (1964) — в роли молодого ленинградского
следователя по особо важным делам Андрея Николаевича Поликанова,
расследующего дело военного преступника.
Так, роль за ролью, Александр завоевывал популярность среди зрителей.
О нем писали газеты и журналы, в киосках продавались открытки с его
изображением… Уже сложилось определенное амплуа актера — молодой
незадачливый, но всегда честный, открытый и принципиальный юноша. И кто
знает, как сложилась бы судьба Демьяненко дальше, если бы не встреча с
Гайдаем…
Демьяненко в необычном для себя образе в фильме "Карьера Димы Горина"
"Все начинается с дороги"
Еще одна роль в фильме Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию"
Шурик
В середине 60-х Леонид Гайдай приступил к съемкам комедии. Сценарий
назывался "Несерьезные истории", а главным героем был студент Владик
Арьков. На роль главного героя Гайдай перепробовал 40 претендентов,
среди которых были Виталий Соломин, Александр Леньков, Евгений Жариков и
многие другие, но все время что-то не устраивало режиссёра. Наконец
кто-то сказал: "Да что вы маетесь? В Ленинграде есть замечательный
актёр". Леонид Иович, бросив все свои дела, сам поехал на смотрины в
Ленинград. И не ошибся.
По своей природе Демьяненко был жгучим брюнетом. В фильме его решили
сделать блондином. "Его красили беспощадно, безобразно, до волдырей на
коже, — вспоминает вдова актера Людмила Акимовна. — Тогда были жуткие
краски. Хорошо ещё, что у Саши волосы густые и, несмотря на все
эксперименты, он не полысел".
Итак съемки начались… И тут кто-то из группы шепнул Гайдаю: "Пусть
лучше будет Шуриком!", и Леонид Иович сразу согласился. Так родилась
картина "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".
Сам Александр Демьяненко не раз повторял, что он не играл Шурика: "Я
тогда был молодой, спортивный, снимался с удовольствием, всё происходило
само собой. Не было такого, чтобы я что-то особенное вкладывал в эту
роль, испытывал муки творчества". Вдова Александра Людмила рассказывала:
"Близкие Гайдаю люди говорили, что режиссёр видел в Шурике... себя
самого. Два интеллигентных очкарика... Хотя внешне Гайдай и Саша — такие
разные. Саша — широкоплечий, широкогрудый, а Гайдай выше ростом и весь
тонкий, как соломинка. Оба были внешне мрачноваты, но с большим
внутренним юмором. Саша обычно шутил не улыбаясь, но одной его реплики
было достаточно, чтобы все лежали в лёжку".
Роль Шурика принесла актеру невероятный, легендарный успех, всеобщую
любовь и популярность. Успех был настолько велик, что режиссёр через два
года поставил продолжение приключений столь полюбившегося зрителям
героя — "Кавказская пленница или новые приключения Шурика". А в 1973
году вышла комедия "Иван Васильевич меняет профессию". Все эти фильмы
вошли в "золотой фонд" советского комедийного кино, а Демьяненко
мгновенно превратился в комедийного актера.
Триумф и трагедия актера
"Шурик" — этот ярлык приклеился к Демьяненко намертво. Теперь актеру
невозможно было выйти на улицу. Его узнавали, хлопали по плечу, сразу
переходили на "ты", норовили поправить очки, дернуть за ухо. Человек по
природе скромный и неразговорчивый, Демьяненко ненавидел и презирал
бесцеремонную фамильярность. Но остановить эту волну было уже
невозможно.
Да, именно благодаря Шурику его охотно приглашали на встречи со
зрителями (а это во все времена — второй источник дохода для артиста).
Но вскоре удачно найденный образ обернулся трагедией — многие серьезные
режиссеры перестали предлагать интересные роли. Они боялись довериться
Демьяненко, потому что публика всё равно бы тыкала пальцем: "Ба, да это
же сам Шурик!".
Демьяненко рассказывал: "Конечно, трудно и обидно и тем более, что
были моменты и годы даже после выхода этих фильмов, когда меня в кино
катастрофически мало брали на работу, поскольку я был настолько
популярен и узнаваем, что режиссёры говорили: "Ну зачем же — тебя все
узнают, пусть ты будешь врача играть или играть какого-то полярника —
скажут вон Шурик играет какую-то роль — Шурик." Но это тяжело — остаться
без работы на какое-то время. И потом, эта популярность мне она просто
не приносила такой радости, поскольку я по складу своего характера очень
замкнутый человек, и меня чудовищно раздражает, когда ты на улице под
пристальным вниманием. Были годы, когда все буквально узнавали меня и
смеялись, а у меня может быть, плохое настроение. Это издержки
производства".
Кино, театр, телевидение
Александра Демьяненко выручили театр и телевидение. Он с головой ушел
в дубляж фильмов. Его голосом заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар
Шариф, Уго Тоньяцци, Джон Войт, Роберт Де Ниро. Чуть ли не во всех
советских фильмах он озвучивал Донатаса Баниониса. Также Демьяненко
озвучивал и мультипликационные фильмы.
А что же кино? Актер широкого диапазона — от комедии до глубокой
трагедии — Александр Демьяненко так и не смог вырваться из своего
амплуа. Удачный образ Шурика как камень висел на актере. Периодически
ему удавались интересные запоминающиеся роли — в "Угрюм-реке" (приказчик
Иван Сохатых), в "Учителе пения", в "Зеленом фургоне" (Шестаков). Но
чаще актеру доставались небольшие, эпизодические роли. И все же
Демьяненко снимался. Снимался до последних своих дней, сыграв в общей
сложности в 73 фильмах.
После ухода с "Ленфильма" Демьяненко работал в Театре комедий им.
Н.П.Акимова на Невском проспекте. С 1996 года актёр с успехом играл на
сцене Санкт-Петербургского театра "Приют комедиантов" на Малой Морской.
Играл в спектаклях "Владимирская площадь" и "Антигона" — две совершенно
разные характерные драматические роли. Играл блистательно, но театр этот
небольшой, нешумный, и эти роли по большому счёту публика и критика не
оценили.
Личная жизнь
С первой своей женой он познакомился ещё в юности, когда играл в
драмкружке свердловского Дворца пионеров (по другим данным — кружке
художественной самодеятельности при Дворце культуры). Прожив с ней 16
лет, Демьяненко ушёл к другой, не взяв с собой ничего, кроме чемодана с
одеждой и бельём. Новой избранницей его стала ассистент режиссёра с
"Ленфильма" Людмила, с которой актёр познакомился во время дубляжа одной
из картин.
Людмила Акимовна вспоминает об их семейной жизни: "Мы вообще не
ругались. Господи, за 24 года совместной жизни ни разу не поссорились.
Прожив столько лет, продолжали друг друга в чём-то по-хорошему
стесняться. Мы часто расставались в связи с гастролями, съёмками, и
каждая встреча превращалась в праздник".
У Людмилы Акимовны это тоже был второй брак. От первого брака она
воспитывала дочь Лику, ставшую впоследствии известной актрисой Малого
драматического театра Льва Додина.... За плечами Анжелики Неволиной роли
в фильмах "Парад планет", "Сентиментальное путешествие на картошку",
"Счастливые дни", "Собачье сердце".
Александр Сергеевич любил и уважал Анжелику. "Саша к Анжелике не лез в
душу, не досаждал. Они общались очень вежливо, с пиететом, —
рассказывает Людмила Акимовна. — Саша вообще был очень тактичный
человек. Он ведь даже своих родителей называл на "вы". Когда на
творческих встречах спрашивали его о детях, он не уклонялся от ответа:
"У меня падчерица" или "У моей жены есть дочь". "Падчерица" в его устах
звучало очень уважительно".
Скромный, добрый, безотказный…
Александр Демьяненко был человеком необычайной доброты и
безотказности. Работал он всегда ответственно, но не "тусовался". Любил
дачу. Очень любил читать, часто при этом надевал наушники, чтобы мне не
мешать, и слушал классическую музыку. Обожал слушать реквиемы.
Демьяненко был очень скромным человеком. Однажды он оказался на
гастролях в Тольятти. После концерта его пригласили в свою компанию
автобоссы. Посидели, выпили, поговорили "за жизнь". Новые знакомые
поинтересовались, нет ли у Демьяненко автомобильных проблем? Он
вздохнул: "Хорошо бы треснувшее стекло заменить". Боссы разулыбались:
"Да неужто мы не можем дорогому Шурику подарить новую машину? "Шестёрка"
вас устроит?" На что Демьяненко ответил решительным отказом. И потом
никогда не жалел об этом.
Людмила Акимовна: "Он избегал случайных компаний, лишних встреч. Не
любил рассказывать анекдоты, даже отказался от съёмок в "Белом попугае",
хотя очень уважал Никулина. А вот если бы появился в программе "О,
счастливчик", то мог бы выиграть миллион, так как слыл эрудитом во
многих областях.
Есть актёры, что на сцене и на экране играют людей умных, глубоких, а
сами в жизни — куда примитивней, глупее своих персонажей. У Демьяненко
всё получилось с точностью до наоборот..."
Последние дни
Никто не знал, что у Александра Сергеевича больное сердце, и ему была
необходима сложнейшая операция. Проблемы с сердцем у него начались
после одного разговора — главреж Театра комедий Казакова вызвала к себе
всех народных артистов. Ему она сказала примерно следующее: "Я вас не
знаю как артиста театра. Я, вот, вас видела, вот, в кино…" "Ну, всё
ясно, спасибо, значит я уволен" — вспылил он. Вышел с белым лицом: "Вот
так бывает. Я и не нужен… Меня и не знают…".
В последние годы Демьяненко, и так не избалованному ролями, все реже
приглашали в кино. Скрепя сердце, он согласился сниматься в телесериале
"Клубничка". Актер сумел оживить этот коммерческий проект, в его роли
появились интересные ходы. Каждый день снималась новая серия, и
Демьяненко пришлось жить в Москве — сначала в гостинице, потом в съёмной
квартире. Целый год приезжал домой лишь на выходные, а вечерами играл в
"Приюте комедианта". И никогда не устраивал истерик, ни разу не сорвал
работу группы.
На съемках "Клубнички" у Александра Сергеевича произошло отслоение
сетчатки. Правый глаз перестал видеть. В Москве актеру сделали операцию —
это был первый в его жизни наркоз, и Александр Сергеевич перенес его
довольно тяжело. Вся эта ситуация как-то подкосила Демьяненко,
проявились скрытые болячки. Врачи сказали — язва. Когда стало совсем
тяжело, выяснилось, что никакой язвы нет, что это уже второй инфаркт. А
он и о первом не подозревал.
Ему нужна была срочная операция, но слово "шунтирование" при нем даже
боялись произносить. Александр Сергеевич не верил, что все так плохо. А
может, не хотел обременять близких, не хотел тратить деньги. Он очень
любил свою семью.
Летом 1999 года стояла страшная жара. Александр Сергеевич по
настоянию врачей готовился к коронарографии, оттягивать которую уже было
нельзя. Операцию назначили на 1 сентября, когда все врачи вернутся из
отпусков и станет немного прохладнее. Не успели. 22 августа Александр
Демьяненко умер...
На похороны актера пришли сотни людей. Хорошие, добрые слова о нем говорили тихо и спокойно.
Навеки в памяти
В одном из последних интервью Демьяненко признался: "Мне уже 60 лет, а
я все равно — Шурик! По молодости, конечно, я дико раздражался,
испытывал массу неудобств, дискомфорт. А сейчас думаю: "Ну и ладно".
Люди, видя меня, вспоминают любимые фильмы, улыбаются, а значит чуточку
улучшают свое настроение".
|