Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика


Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
ВСЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Воскресенье, 15.12.2024, 13:08
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Блог

Главная » 2010 » Март » 2 » Русский адмирал Григорий Иванович Бутаков
11:59
Русский адмирал Григорий Иванович Бутаков

Григорий Иванович Бутаков (27 сентября (9 октября) 1820, Рига — 31 мая (12 июня) 1882, Петербург) — российский военно-морской деятель, флотоводец, генерал-адъютант, адмирал, основоположник тактики парового броненосного флота, исследователь Чёрного моря, герой Крымской войны 1853—1856 г.

картинка
----------------------<cut>----------------------

9 октября 1820 года в Риге, в семье морского офицера родился Бутаков Григорий Иванович, который вошел в отечественную историю как герой Севастопольской обороны и организатор российского парового броненосного флота. Обучался в Петербурге в Морском кадетском корпусе, по выпуску из него был произведен в мичманы и два года плавал на Балтийском море. Так как его отец командовал в это время одной из флотских дивизий на Черном море, Бутаков-младший перевелся на юг, плавал на различных парусных судах.

Способный офицер скоро обратил на себя внимание главного командира Черноморского флота вице-адмирала М.Лазарева и был назначен к нему личным флаг-офицером. Боевое крещение Бутаков получил в 1838 г. в экспедиции к кавказским берегам, где принял участие в боях с горцами у устья реки Туапсе.

В 1843 г. Григорий Иванович за отличную службу был произведен в лейтенанты и назначен командиром тендера "Поспешный". В этой должности он оставался до 1850 г., занимаясь почти исключительно гидрографическими работами — исследованием берегов Черного моря. Вместе с И.Шестаковым, своим товарищем по кадетскому корпусу, Бутаков составил "Лоцию Черного моря с 36-ю литографированными планами портов". Оба они получили в награду ордена святой Анны 3-й степени и бриллиантовые перстни. В 1850 г. Григорий Бутаков был послан в Англию для приема строящегося корабля "Дунай" и благополучно привел его в Севастополь. С 1852 г. он командовал 11-пушечным "Владимиром" — одним из первых и лучших пароходофрегатов Черноморского флота, получившим благодаря своему отличному командиру громкую славу в Крымской войне 1853 — 1856 гг.

картинка

В конце октября 1853 г. "Владимир" в составе отряда кораблей под общим командованием вице-адмирала В.Корнилова вышел на разведку противника и рекогносцировку берегов турецкой Болгарии. Утром 5 ноября на "Владимире" заметили сзади и слева от курса 10-пушечный турецкий корабль "Перваз-Бахри" ("Морской вьюн"). Решительно пойдя на сближение, Бутаков отдал приказ об атаке. Это был первый в истории бой паровых кораблей. Пользуясь некоторым преимуществом в ходе и заметив отсутствие у неприятеля кормовой артиллерии, Бутаков маневрировал таким образом, что "Владимир" постоянно держался в кормовых курсовых углах противника. Когда же турки пытались лечь на пересечку курса, Бутаков переводил свой корабль на параллельный курс и продолжал поражать неприятеля с борта. Меткими выстрелами русские комендоры вывели из строя рулевое управление вражеского парохода, разрушили ходовой мостик, повредили несколько орудии. Наконец, приблизившись почти на 90 метров, "Владимир" начал осыпать неприятеля картечью. После трехчасового боя "Перваз-Бахри" вынужден был спустить флаг. Турки потеряли 58 человек, в том числе капитана, потери экипажа Бутакова составили двое убитых и трое раненых. Захваченный корабль на буксире был доставлен в Севастополь.

Находившийся на "Владимире" Корнилов в донесении главнокомандующему А.С.Меншикову писал: "Капитан, офицеры и команда парохода "Владимир" вели себя самым достойным образом. Капитан-лейтенант Бутаков распоряжался как на маневрах". За эту победу Григорий Иванович был произведен в капитаны 2-го ранга и награжден орденом святого Георгия 4-й степени.

картинка

В начале 1854 года англо-французский флот под предлогом защиты Турции вступил на Черное море. К весне все чаще неприятельские корабли стали появляться у берегов Крыма. "Владимир” не раз в разведке встречался с английскими и французскими пароходами, но уходил от них. Вести бой с неприятелем в одиночку единственный пароходофрегат специальной постройки не мог. Когда осенью 1854 года союзники высадили в Крыму десант с огромной парусно-паровой эскадры, русские парусники не могли этому помешать. После начала осады Севастополя активной частью флота оставались пароходы, в первую очередь "Владимир”.

После возвращения в Севастополь Бутаков нес крейсерскую службу на других кораблях, так как "Владимир" нуждался в ремонте, затем вновь плавал на своем пароходе. С началом осады Севастополя Григорий Иванович влился в ряды активных защитников города. В начале октября 1854 г. отряд пароходофрегатов под командованием Бутакова принял деятельное участие в подавлении сухопутных и морских батарей противника, готовивших артиллерийскую поддержку штурма Севастополя. Благодаря своевременному обстрелу позиций противника был сорван план" неприятеля овладеть Севастополем путем ускоренной атаки.

Бутаков воевал умело. Он применил искусственный крен пароходофрегата, что увеличило дальнобойность его пушек до 4-5 километров и позволило подавить батарею на Киленбалочных высотах. 9 октября 1854 года орудия "Владимира” впервые в истории русской морской артиллерии вели огонь по невидимой цели. Следующим летом, когда Бутаков внедрил усовершенствования в орудийных станках, удавалось вести огонь по берегу во время хода. Моряки "Владимира” внесли немало усовершенствований, в том числе блиндирование важнейших частей парохода.

Роль флота не ограничивалась обороной. 24 ноября 1854 года П.С. Нахимов приказал Бутакову отогнать французский пароход "Мегара”, с которого наблюдали из Песочной бухты за рейдом. Капитан 1-го ранга, чтобы отвлечь внимание противника, направил пароходофрегат "Херсонес” для обстрела противника у Стрелецкой бухты. Сам Бутаков вышел первым и атаковал "Мегару”, бежавшую к своему флоту, а затем поддержал "Херсонес”. Когда же на отходе русские корабли вступили в бой с двумя английскими и французским пароходами, командир "Владимира” увлек одного из неприятелей под огонь береговых батарей. После этой дерзкой вылазки союзники постоянно держали у входа в бухту несколько больших пароходов.

"Владимир” вместе с другими кораблями не раз открывал огонь, прикрывая фланг русских укреплений и отражая атаки. При отступлении на Северную строну Севастополя корабль за два рейса перевез 2490 человек. В ночь на 31 августа его зажгли и затопили вместе с другими еще уцелевшими судами Черноморского флота.

После гибели Корнилова Бутаков был назначен начальником штаба Черноморского флота, от которого после затопления большей части судов оставалось лишь несколько пароходофрегатов. В марте 1855 г. стал капитаном 1-го ранга. Под его руководством пароходофрегаты производили смелые атаки на суда противника, державшиеся недалеко от входа в Севастопольскую бухту. Большую помощь пароходофрегаты оказывали и в перевозке войск с целью маневра силами. Постоянную заботу о Бутакове проявлял возглавивший оборону города вице-адмирал П.Нахимов, который, сберегая Григория Ивановича для будущего, не пускал его на Малахов курган и другие бастионы, где шли жестокие бои.

картинка

В августе 1855 г. англо-франко-турецкие войска в шестой раз предприняли штурм Севастополя, наконец, принесший им успех. В ночь с 30 на 31 августа "Владимир" вместе с другими уцелевшими судами был затоплен, чтобы не стать добычей врага. С глубоким чувством боли прощался Бутаков со своим любимым кораблем.

В сентябре 1855 г. Григорий Иванович был пожалован во флигель-адъютанты и назначен начальником штаба в Николаев, ставший после падения Севастополя главной морской опорой России на юге. В следующем году он был произведен в контр-адмиралы с зачислением в свиту его императорского величества и назначен командиром Черноморского флота, военным губернатором Николаева и Севастополя (последний, по Парижскому мирному договору, был возвращен России).

26 августа 1856 года контр-адмирала Г.И. Бутакова назначили главным командиром Черноморского флота и портов. Однако Парижский мирный договор запретил России и Турции иметь крупные военно-морские силы на Черном море. Пришлось вместо восстановления флота заниматься сокращением учреждений и численности моряков. А в начале 1860 года Бутакова перевели на Балтийский флот начальником практической эскадры винтовых кораблей, которую создали для подготовки моряков парового флота. Контр-адмирал заставил серьезно учиться морскому делу всех. На кораблях были введены офицеры-дальномерщики, приборы для измерения дальности, для передачи с мостика на батарею данных о прицелах, учреждены сигналы для сообщения на другие корабли о скорости. Экспериментируя, контр-адмирал добился того, что разнотипные корабли научились двигаться согласованно. 5 сентября 1860 года его за отличную службу наградили орденом Станислава 1-й степени с мечами.

картинка

Так как России после поражения в войне запрещалось иметь на Черном море военный флот, Григорий Иванович досадовал: "...Надо же было мне попасть на свою должность в такое время". Он повел борьбу с коррупцией среди интендантов, а когда выяснил, что ее следы ведут в Морское министерство, вступил с последним в конфликт. В начале 1860 г. "беспокойный адмирал" был переведен на Балтику, что он расценил так: "Меня хватили по лбу именно за то, что приобрел нерасположение сволочи..."

Впрочем, вступив на Балтике в командование отрядом винтовых кораблей, 40-летний Бутаков с интересом переключился на новое дело — вождение винтовых судов. Плавая со своей эскадрой, он обучал экипажи боевому маневрированию, заодно вел исследование законов движения винтовых судов, позже завершившееся написанием труда "Пароходные эволюции". В 1863 — 1866 гг. Бутаков в качестве военно-морского представителя находился за границей — в Англии, Франции и Италии.

В 1866 г. Григорий Иванович был произведен в вице-адмиралы с назначением начальником эскадры броненосных судов Балтийского моря, в 1868 г. стал старшим флагманом Балтийского флота. С этого времени он всецело занялся боевой подготовкой парового военного флота. Настало время "железных флотилий", но даже после Крымской войны многие в морском ведомстве России этого не понимали, уповая на традиции знаменитых моряков-парусников Лазарева и Нахимова. Винтовой железный корабль, нарезное замковое оружие, стальная броня и другие технические новшества выдвинули много вопросов в боевой подготовке. Обладая богатыми знаниями и боевым опытом, Григорий Иванович с присущей ему энергией взялся за подготовку своей броненосной эскадры, ставя во главу угла ее боеготовность. "Мы должны готовиться к бою всегда, постоянно, безотлагательно, немедленно, — говорил он, — готовиться к тому получасу, для которого мы, можно сказать, существуем и в который нам придется показать, что Россия содержит флот не без пользы".

картинка

Бутаков разработал основы тактики парового броненосного флота, которые он изложил в труде "Новые основания пароходной тактики", удостоенном от Академии наук Демидовской премии. Он разработал и издал также "Правила маневра парового корабля", "Книгу эволюционных сигналов" и "Свод морских военных сигналов", получившие признание во многих флотах мира. Не менее замечательны инструкции и приказы Бутакова по эскадре, исключительные по содержательности, глубине и широте высказываемых в них мыслей и наставлений и справедливо названные современниками "библией моряка". Вводимые Бутаковым прогрессивные методы боевой учебы основывались на принципах: готовить флот не для смотров и парадов, а для боя, исход которого зависит от выучки экипажей; больше плавать, проводить практические занятия; главное в обучении и воспитании — развитие у матросов смелости, инициативы и находчивости.

Бутаков высмеивал "китайские церемонии" на флоте, связанные с ритуалами чинопочитания, встреч и проводов старших начальников: "Поставьте, если можете, команду хоть вверх ногами, чтобы показать, как вы ужасно почитаете вашего начальника, но уважения ваш флаг от этого не приобретет". Требуя от подчиненных высокого профессионализма, он говорил: "Помните, что наша служба основана на чуть-чуть: чуть-чуть в одну сторону — так скажут "молодец", а чуть-чуть в другую — "слепец"".

Создавая в морской учебе экипажей обстановку, близкую к боевой, Бутаков ввел таранные бои на специальных судах, организовывал стрельбы, в которых суда производили настоящие бои между собой, поражая артиллерийским огнем щиты, привязанные на коротком буксире за кормой, заставлял офицеров и матросов под ядрами плавать на шлюпках, приучая к свисту и разрыву снарядов. Основоположник тактики парового флота был также инициатором специальных "военно-морских игр" и составил для них правила. В короткое время Григорий Иванович поднял боевую подготовку своей эскадры до такой высоты, что иностранные державы посылали своих морских офицеров учиться у него. В эскадре Бутакова был воспитан С.О.Макаров, тогда офицер "Русалки", ставший впоследствии гордостью российского флота.

картинка

Бутаков пришел к выводу, что "типы военных судов устаревают иногда прежде окончательной достройки их", и был недоволен российским кораблестроением, резко критиковал его. Хотя Григорию Ивановичу в 1878 г. и дали чин адмирала, почти одновременно он был фактически понижен в должности — назначен начальником береговой и морской обороны крепости Свеаборг. Вскоре главный начальник флота и морского ведомства великий князь Константин Николаевич и вовсе отстранил "беспокойного адмирала" от дел, и тот два года прожил на своей финляндской даче, занимаясь воспитанием детей. "Скоро в этом флоте не останется ни одной личности", — писал об отставке Бутакова один из его бывших сослуживцев.

В 1881 г. адмирал все же получил назначение на должность главного командира Петербургского порта, но уже в следующем году получил новую отставку. Причиной этого стала его непримиримая борьба со взяточничеством в кораблестроении. Управляющий Морским министерством И.Шестаков, его давний друг, на этот раз ничем ему не помог.

Назначенный членом Государственного совета, куда определяли обычно престарелых сановников, Бутаков тяжело переживал несправедливость. Это отразилось на его здоровье. 31 мая 1882 г. адмирал скончался от апоплексического удара, переплывая на ялике Неву.

Использованы материалы кн.: Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII — начала XX века. М. 1997 г.

Просмотров: 1325 | Добавил: BERG | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]