Иностранные эксперты о наших технологиях
Многие российские наблюдатели довольно сдержанно оценили факт
начала летных испытаний новейшего истребителя Т-50 (ПАК ФА). Однако
западные эксперты прочат ему большое военное и коммерческое будущее. ----------------------<cut>---------------------- В
опубликованном накануне обзоре, подготовленном аналитическим агентством
Air Power Australia дается очень лестная оценка ПАК. По их оценкам,
наша разработка наголову превосходит американский F-35, который
намереваются широко экспортировать, и вплотную приблизился к мощнейшему
F-22, предназначенный исключительно для вооруженных сил США.
Проанализировав характеристики ПАК ФА, аналитики отметили его
потенциально лучшую маневренность по сравнению с F-22, за счет лучшей
механизацией крыла и цельноповоротных рулей направления и высоты.
Отмечается также малозаметность ПАК и способность нести вооружение на
внутренней подвеске.
Авторы материала очень хорошо отзываются и об отечественной
авиаконструкторской школе. По их мнению, склонность российских
конструкторов к постепенному, эволюционному развитию своих машин
обеспечивает им непревзойденную надежность в отличие от американских
аналогов.
Аналитики отмечают достаточно высокую тяговооруженность российского
истребителя. Форма шасси и прочность конструкции говорят об изначальном
проектировании для возможного палубного применения, что увеличивает
экспортный потенциал ПАК.
Под угрозой находится не только преимущество американских ВВС в
воздухе, но и лидерство США на мировом рынке новейшей авиатехники. В то
время как F-22 не продается из-за опасения утечки технологии, ПАК ФА
изначально позиционируется как экспортный комплекс. Даже ближайшие
союзники США, такие как Австралия, демонстрируют недовольство политикой
американцев на рынке вооружения.
Несколько полетов ПАК ФА не только нанесли удар по программе F-35,
поставив под сомнение целесообразность дальнейших работ над этим
самолетом. Ясно, что ставку как в вооружении собственных ВВС, так и при
продаже за рубеж американцам теперь нужно делать на F-22. Но если
разрешение экспорта секретных технологий – вопрос политический, и
решается при желании быстро, то финансировать дальнейшее производство
сверхдорогого (порядка 140 миллионов долларов) F-22 будет все труднее.
Американцы изначально разрабатывали F-35 как относительно недорогую
машину для экспортного рынка и неприоритетных собственных нужд. Однако в
ходе учебных боев с российским Су-35, проведенных в 2008 году,
выявилась явная слабость F-35. Кстати из-за затянувшейся разработки
последний оказался не таким уж и дешевым (порядка 110 миллионов
долларов).
Соответственно, в том случае, если РФ сможет все-таки сможет довести
ПАК до серийного производства, F-35 окажется дорогой игрушкой, не
востребованной рынком.
Напомним, что 23 декабря 2009 года были начаты испытания лётного
экземпляра ПАК ФА — самолёт выполнил рулёжку и пробежки на аэродроме
«Дземги» в Комсомольске-на-Амуре. В январе 2010 года два опытных образца
совершили еще несколько пробежек, а 29 января 2010 года один из них
впервые поднялся в воздух,] совершив полёт длительностью около 45 минут.
Второй полёт, снова в Комсомольске-на-Амуре, был выполнен 12 февраля
2010 года. Третий полет состоялся 15 февраля 2010 года в
Комсомольске-на-Амуре и был успешно завершён. После третьего полета
самолет начали готовить к отправке в Жуковский для проведения дальнейших
испытаний.
|