Застолье – это неотъемлемая часть любого праздника. Всегда на Руси
любили угощать гостей и делали это с размахом и от души. Праздничный
стол был местом задушевного общения и принятия важных решений.
Сватовство, свадьба, именины, крестины, заключение серьезных сделок
сопровождались застольем, которое имело свои правила и традиции. ----------------------<cut>----------------------
Начинала пир хозяйка дома: она обходила гостей, с поклоном и добрым
словом поднося каждому по чарочке. Приветив таким образом мужскую
половину собравшегося общества, она могла присоединиться к женщинам,
которые угощались за отдельным столом или даже в отдельных покоях.
Женский стол не уступал мужскому в изобилии, только посуда на нем была
меньше и изящнее.
Ковши для хмельных напитков – деревянные, серебряные, золотые – по форме
напоминали уточку или ладью.
Золотой ковш, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу
Ковш-наливка. 18 век
Во второй половине XVII века на смену им пришли чарки, кубки,
братины.
Чарка. 17 в.
Золотой кубок, подаренный в 1589 году Борисом Годуновым патриарху
Иову.
Братину – сосуд шарообразной формы на невысоком поддоне – пускали по
кругу, и каждый гость, пригубив вина, передавал ее соседу. Такой обряд
братания сближал сотрапезников и подчеркивал их доверие к хозяину,
который должен был отведать вина первым и тем самым продемонстрировать,
что оно не отравлено.
Братина. Москва. XVII в.
Закусывал честной народ сытно и обильно: жареным лебедем, затейливо
приготовленной дичью, телятиной, поросеночком, куриной похлебкой,
ветчиной, студнем, всевозможными пирогами, блинами, рыбой и рыбной
икрой, гусем с кашей. И еще много-много-много чем.
Отказываться от хозяйского угощения считалось неприличным и обидным.
Но при этом ценилось и умение продержаться в здравом уме и твердой
памяти как можно дольше, хотя полная трезвость не приветствовалась.
Гостей, выбывших из строя, уносили домой слуги хлебосольных хозяев. На
следующий день полагалось вновь явиться в гостеприимный дом, на сей раз –
с поклоном за угощение и хорошо проведенное время: «Уж мы так
веселились, что не помним, как до дому добрались!» История умалчивает,
надо ли было вновь сажать за стол пришедших с благодарностью гостей.
На время постов, занимающих в общей сложности более половины года,
прекращались не только бурные застолья, но даже и торговля мясными и
молочными продуктами. Однако если случался в постные дни какой-нибудь
праздник – именины, крестины, приезд дорогого гостя или, по несчастью,
надо было справить поминки – постный стол не уступал скоромному ни в
изобилии, ни в изысканности блюд.
Неотъемлемым элементом застолья было и остается по сей день
произнесение тостов. Абсолютно нехарактерная для западных стран и,
напротив, являющаяся важной частью культуры наших кавказских соседей, у
нас эта традиция – возможность продемонстрировать свое остроумие,
блеснуть стихами домашней заготовки, выразить доброе отношение к
присутствующим.
Что из этих традиций дошло до наших дней? Все так же заботливая
хозяйка принимает гостей, стараясь «каждого чем-то выделить и всякого
порадовать»; все так же любят мужчины посидеть своей, отдельной от
женщин компанией и, хоть не пускают по кругу братину, а все же прекрасно
находят общий язык. Все так же стараются хозяева праздника позаботиться
о том, чтобы их гости добрались домой благополучно и пребывали бы в
мире друг с другом.
А вот обычай угощать гостей в принудительном порядке почти совсем
ушел в небытие; современный этикет требует от радушных хозяев отнестись к
отказу от какого-либо блюда или напитка не с обидой, а с пониманием.
|