...а в действительности — одна из самых технически совершенных
фотокамер 1930-х годов. Не только совершенных, но и редких. И необычных.
Называется она Jaeger LeCoultre Compass. Выпускала ее швейцарская
часовая фирма, которая в то время занималась еще и производством
приборов для дорогих автомобилей (надпись Jaeger можно увидеть на
приборных досках Bentley, Aston Martin, Lancia Astura, Delahaye и т.
п.).
----------------------<cut>----------------------
Автором конструкции был Ноэль Пембертон-Биллинг (1881-1948) — британский
предприниматель, политический деятель, конспиролог, издатель, теоретик
воздушной войны и основатель известной компании Supermarine.
Он начал работу над проектом в 1930 году, а первый Compass представили публике только в 1937-м.
Пресс-релиз 1938 года описывал миниатюрный аппарат как "воплощение
научного подхода к технике, столь же простое в использовании, как часы".
Обращалось внимание на то, что интегральной частью конструкции стало
разнообразное дополнительное оборудование.
И это не хвастовство. Compass, оснащенный выдвижным объективом Kern
3,5/35 и секторным затвором с выдержками от 4,5 до 1/500 сек., имел
встроенные фильтры, пузырьковый уровень, угловой видоискатель (помимо
обычного видоискателя и дальномера), и продавался в комплекте с двумя
насадками — стереоскопической и панорамной.
При этом он был рассчитан на съемку на стеклянные пластинки (!) форматом
24 х 36 мм, однако с самого начала для него выпускалась приставка для
35-мм рулонной пленки (без кассет), продававшаяся отдельно.
Можно подумать, что такой аппарат был очень дорогим. Однако его цена в
1937 году равнялась 30 фунтам стерлингов, а в 1944-м поднялась до 39
фунтов (если не ошибаюсь, к тому времени курс британской валюты упал до
2,50 доллара). Для сравнения: Kardon, американская копия Leica III,
стоил 313 долларов или 125 фунтов стерлингов (если я, опять же, не
ошибаюсь).
Всего было выпущено не более 4 тысяч аппаратов Compass. Их цена на сегодняшний день составляет 1800-2200 долларов.