За 130 лет до начала профессионального проектирования подводных
лодок, которое совпало с началом XX в, 20 июня 1774 г. во время
погружения на своей лодке погиб первый проектант-подводник — 19-летний
англичанин А.Дей. Через 77 лет после этого случая человеку впервые
удалось спастись из затонувшей подводной лодки — это был немецкий
изобретатель В.Бауэр вместе с двумя матросами. Первая трагедия
подводного флота произошла в России 16 июня 1904г., когда во время
своего восемнадцатого погружения в акватории Невы затонула первая
русская боевая подводная лодка «Дельфин»: погибли 25 из 37 подводников, в
том числе и исполнявший обязанности командира лейтенант А.Н.Черкасов.
За минувшее столетие в мире построено 5115 подводных лодок, примерно
треть которых погибла в результате боевых действий в военное время. Еще
227 лодок погибло в мирные годы. В нашей стране безвозвратно потеряно в
мирные годы 27 лодки, причем 11 из них в послевоенные годы (5 атомных и 6
дизель-электрических) затонули. В среднем за столетие Россия каждые три
мирных года теряла одну подводную лодку (при средней годовой
вероятности гибели не более 0,2%).
Так что вопрос спасения подводников всегда стоял в повестке дня
отечественного флота. ----------------------<cut>---------------------- В
отечественном Военно-морском Флоте намерение построить подводную лодку
для спасения личного состава с аварийной ПЛ возникло в конце 30-х гг.
Тогда для этой цели собирались переоборудовать подводную лодку (ПЛ)
типа "Барс", которая должна была характеризоваться, в частности, такими
элементами, как: глубина погружения 90 м, дальность плавания 2000 миль,
автономность 14 сут, время непрерывного пребывания под водой при
проведении спасательных работ до 4 сут и экипаж 40 человек.
Но тогда до реализации дело не дошло. Позднее, в 50-е гг., когда
началось интенсивное совершенствование способа спасения подводников с
глубин "по одному", был разработан ряд новых корабельных спасательных
устройств, в частности, спасательная камера для выхода личного состава
из аварийной подводной лодки (АПЛ) "сухим" способом; спасательный люк
для выхода личного состава АПЛ "мокрым" способом; шлюзовая дверь для
шлюзования и декомпрессии личного состава подводной лодки при переходе
из отсека в отсек с различным давлением, а также комбинированное
спасательное устройство для выхода личного состава из аварийной
подводной лодки "сухим" или "мокрым" способом. Кроме того, были созданы
всплывающие буи разных типов, предназначавшиеся для выноса
тросов-проводников спасательных устройств; штоковое устройство ШУ-200
для полуавтоматического закрепления 200-тонных понтонов, а также
безрезьбовое соединение шлангов вентиляции и подачи сжатого воздуха.
20 сентября 1967 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина
СССР, предусматривавшее строительство спасательной подводной лодки.
Полученный опыт государственных испытаний и опытной эксплуатации ПЛ
проект 666 позволил конструкторам создать технический проект (1969 г.),
минуя эскизную стадию. К 1972 г. ЦКБ "Лазурит" разработало рабочие
чертежи СПЛ «Ленок» (проект 940).
Эффективность спасательных работ, выполняемых надводными спасателями с
увеличением глубин погружения современных ПЛ и расширением района их
плавания, заметно снизилась и была ограничена возможностью водолазов по
глубине и времени пребывания на ней, гидрометеорологическими условиями в
районе спасательных работ, а также сложностью постановки и удержания
надводного спасательного судна над аварийной ПЛ. С другой стороны,
нахождение СПЛ в непосредственной близости от аварийной ПЛ позволяло
подводникам, спасенным "мокрым" способом, проходить декомпрессию
непосредственно на СПЛ в декомпрессионных камерах, что облегчало сложную
и длительную передачу подводника на поверхность к судовой
декомпрессионной камере; СПС (при спасении "сухим" способом) приходится
перекрывать значительно меньшие расстояния, чем при работе с надводным
кораблем, что намного сокращает сроки выполнения спасательных работ.
Лодка имела восемь отсеков: I и II отсеки -аккумуляторные; II отсек —
ЦП; III — комплекс водолазного оборудования; IV — жилое помещение; V —
дизельный, VII — электромоторный, VIII — вспомогательного оборудования.
Основной особенностью СПЛ являлось наличие специальных средств,
предназначенных для выполнения спасательных и водолазных работ. Это были
СПС проекта 1837; водолазное снаряжение для обеспечения работы
водолазов на глубинах до 300 м методом длительного их пребывания на
глубине; комплекс поточно-декомпрессионных камер (ПДК) и отсека
длительного пребывания (ОДП), предназначенного для спуска и
последовательного вывода 6 пар водолазов с глубин до 200 м по рабочим
режимам декомпрессии, а также длительного (до 30 сут) пребывания в ОДП 6
водолазов (акванавтов) в условиях искусственной среды при повышенном
давлении (до 30 кг/см2) и проведения, в случае необходимости, лечебной
декомпрессии водолазов и спасенных подводников; а кроме того, спасения
"мокрым" способом с последующей декомпрессией 50 подводников с аварийной
подводной лодки.
Комплекс ПДК и ОДП был оборудован на средней палубе IV отсека (на
левом борту ОДП, на правом — ПДК, шлюзовая камера устанавливалась вдоль
кормовой переборки отсека). Здесь же размещалось оборудование постов
управления водолазной службы, поста связи с водолазами, подачи смеси
декомпрессии, газоанализа и очистки газовых смесей, обслуживания систем
санитарно-бытовых и физиологической обработки.
Поточно-декомпрессионная камера состояла из выходного отсека для
входа в лодку и выхода из нее под водой и двух декомпрессионных отсеков
для проведения декомпрессии подвергшихся забортному давлению спасаемых
подводников и водолазов-спасателей. Отсек длительного пребывания
(включая также жилой и санитарно-бытовой), обеспечивал непрерывное, в
течение 30 сут, пребывание в нем 6 акванавтов, периодически выходящих
для выполнения водолазных работ.
Шлюзовая камера состояла из двух приемо-выходных отсеков (правого и
левого борта) и шлюзового отсека (среднего), предназначавшихся для
выхода и приема водолазов, акванавтов и спасенных "мокрым" и "сухим"
способом подводников при нахождении СПЛ в надводном или подводном
положении.
Кроме обычных для подводных лодок систем и устройств СПЛ была
оборудована специальными системами и устройствами — например, системой
воздухоснабжения, газоснабжения и утилизации газовых смесей,
устройствами для размыва илистого грунта, для резки и сварки металла.
Для лаговых перемещений и разворотов СПЛ на месте предусматривались
два движительных комплекса лаговых перемещений по одному в носовой и
кормовой оконечностях. Имелось также специальное якорное устройство,
которое обеспечивало лодке ее постановку, стоянку и снятие с якоря в
подводном положении на глубинах места до 500 — 600 м на расстоянии
200-300 м от грунта при наличии течения до 2 уз. Специальное буксирное
устройство обеспечило возможность буксировки в надводном положении
аварийной подводной лодки водоизмещением до 400 т со скоростью хода 6
узлов при волнении моря до 4 баллов.
БС-486 Комсомолец Узбекистана — 1975 г.
Головная спасательная подводная лока «Комсомолец Узбекистана»,
заложенная 22 февраля 1974 г., 7 сентября 1975 г. была спущена на воду.
Решением от 9 февраля 1976 г. ее передали в опытную эксплуатацию. В
течение 1976-1978 гг. головная СПЛ проходила опытную эксплуатацию, в
результате которой, под руководством и при непосредственном участии
специалистов ВМФ и промышленности, была проведена работа по прямому
назначению всего комплекса. В ходе испытаний было проверено
функционирование спасательных подводных снарядов и водолазного
оборудования, а также проведена отработка организации и методики
взаимодействия СПС и СПЛ, приема "спасенных" "сухим" и "мокрым"
способами. Кроме того, отрабатывались маневры СПЛ в районе "аварийной"
ПЛ.
За время опытной эксплуатации было выполнено 37 всплытий и посадок
спасательными подводными снарядами и 942 человеко-спуска водолазов на
глубины до 200 м. Шесть акванавтов находились под давлением 19 сут 11 ч
40 мин.
В октября 1981 г. «Комсомолец Узбекистана» участвовала в спасение
экипажа ПЛ C-178. В связи с успешным использованием в ходе этих работ
«Комсомолец Узбекистана» известный советский подводник, бывший командир
гвардейской краснознаменной ПЛ С-56 Герой Советского Союза вице-адмирал в
отставке Г.И.Щедрин сказал: "Горжусь, что такая сложная операция, как
переход под водой из одной подлодки в другую, впервые была проведена в
советском Военно-морском Флоте!".
|