Первый же опыт боевого применения танков Mk I выявил у них ряд
существенных недостатков, требовавших немедленного устранения. Вначале
1917 года свет увидели танки модификаций Mk II и Mk III (их было
построено по 50 машин), отличавшиеся от своего предшественника лишь
отсутствием хвостовых колес и противогранатных сеток на крыше, немного
улучшенной конструкцией люков и смотровых щелей, а также слегка
усиленным бронированием. Однако появление модификаций Mk II и Mk III
всех проблем не устранило, и было принято решение продолжить
модернизацию боевых машин этого типа. На машинах следующей модификации —
Mk IV, заказ на которые был выдан в сентябре 1916 года, сразу после
сражения на Сомме, бронирование еще более усилили (толщина лобовой брони
достигла 16 мм, бортовой — 12 мм, крыши — 8 мм), спонсоны для
облегчения транспортировки сделали выдвижными, а орудия укоротили (с 40
до 23 калибров). ----------------------<cut>----------------------
Теперь во время преодоления танком препятствий они не утыкались в
землю и не цеплялись за деревья и стены домов. Топливные баки были
вынесены наружу — в отсек между задними ветвями гусениц, которые,
кстати, в целях повышения проходимости стали шире. Но что более важно —
топливо стало подаваться к двигателю принудительно. В результате
внесения в конструкцию всех этих изменений боевые характеристики танка
заметно повысились и Mk IV не случайно стал самым массовым английским
танком времён Первой мировой войны.
С апреля по декабрь 1917 года их было выпущено около 1200 штук. Танк
Mk V, сменивший в производстве Mk IV в декабре 1917 го да, явился
дальнейшим развитием линии английских тяжелых танков. Правда, на этот
раз внесенные изменения были хоть и не очень заметными внешне, зато
более существенными: на танк установили четырехскоростную планетарную
коробку передач системы Вильсона, благодаря чему машиной теперь мог
управлять один человек, и специальный танковый двигатель «Ricardo».
Первые танки этого типа начали поступать в войска в мае 1918 года, а
всего до конца войны было произведено 400 машин — по 200 «самцов» и
«самок».
Еще одной модификацией стал Mk V* (со звездой), удлиненный путем
вставки двухметровой секции в разрезанный пополам корпус Mk IV или Mk V.
Не потеряв продольной жесткости, машина приобрела способность
преодолевать более широкие рвы и воронки. Одновременно удалось улучшить
сцепление гусениц с грунтом и увеличить внутренний объем, достаточный
теперь для перевозки дополнительного снаряжения или 25 пехотинцев.
Первая попытка использовать новые возможности танка и высадить десант
была предпринята 8 августа 1918 года под Амьеном и закончилась неудачей —
из-за плохой вентиляции солдаты просто угорели от выхлопных газов.
Всего в удлиненную модификацию было переделано 579 танков.
Танки Mk IV и Mk V стали основными английскими танками периода Первой
мировой войны. Несмотря на недостатки, они неплохо проявили себя во
многих сражениях и широко использовались не только английской армией, но
и союзниками — французами и американцами. Трофейные Mk IV воевали в
кайзеровской армии, a Mk V, имевшиеся в составе войск интервентов и
белогвардейцев, приняли участие в боях гражданской войны в России.
Небольшое их количество было захвачено красноармейцами, и впоследствии
под названием «Ricardo» они использовались в Красной Армии до 1930 года.
В Великобритании Mk V и Mk V* после окончания Первой мировой войны
состояли на вооружении всего несколько лет.
Технические характеристики:
Боевая масса:
30 т («самец»)
28 т («самка»)
Экипаж 8 человек
Двигатель «Ricardo», мощность 150 л. с.
Броня 6—15 мм
Скорость по шоссе 8 км/ч
Запас хода 40 км
Размеры:
длина 8060 мм
ширина 3950 мм («самец»)
3320 мм («самка»)
высота 2630 мм
Вооружение:
«самец» 2 х 57-мм пушки «Hotchkiss» с длиной ствола 40 калибров, 4 х 8-мм пулемета «Hotchkiss»
«самка» 5 х 7,7-мм пулеметов «Vickers», 8-мм пулемет «Hotchkiss»
гибрид 57-мм пушка «Hotchkiss», 6 пулеметов
|