Самый успешный документалист в мире. Самый патриотичный из
американских режиссеров. Толстяк в бейсболке, ставший суперзвездой. На
его пресс-конференции приходят с плакатами «Майкл, мы любим тебя!». Его
противники кричат: «Мистер Мур, мы ненавидим тебя, а ты ненавидишь
Америку!» Они породили целое направление под названием «антимуровское
кино». А он сам, получая «Оскара» за фильм «Боулинг для Колумбины»,
скандировал: «Позор вам, мистер Буш, позор!!! Мы живем в фиктивные
времена и при фиктивном президенте!»
Интервью с Майклом Муром ----------------------<cut>---------------------- Выдающийся
оратор и преданный друг пролетариев всех стран, он ведет себя так,
будто печется о каждом из них в отдельности и одновременно участвует в
собственной предвыборной кампании.
Вот Мур поддерживает забастовку французских актеров во время
Каннского фестиваля, где ему дадут «Пальму» за антибушевский блокбастер
«Фаренгейт 9/11». Вот он марширует по Нью-Йорку в компании обычных
американцев, несущих плакат «Требуем справедливости для американских
рабочих!!!». А вот он обклеивает лентой с надписью «Место преступления»
здание Нью-Йоркской биржи, требуя вернуть деньги американским гражданам,
— и это уже кадр из его новой картины «Капитализм. История любви».
В ней Мур обвиняет в наступившем кризисе американские корпорации,
превозносит Обаму и призывает к социалистической солидарности как к
единственно возможному выходу из создавшейся ситуации.
Вы не думаете, что в Восточной Европе и в России ваш бравый призыв
к социализму будет воспринят, мягко говоря, неоднозначно?
Как жителю бывшей соцстраны могу вам сказать: не нужно выплескивать
ребенка вместе с водой. Я же не отрицаю христианство только потому, что
сумасшедшие крайне правые христиане узурпировали Иисуса и превратили его
в человека, полного ненависти. Даже если вы не христианин, я думаю, вы
согласитесь, что Христос говорил довольно правильные вещи.
Конечно, в вашей стране социализм был извращен, искажен, им
злоупотребляли те, кто хотел абсолютной власти. Мне даже немного обидно
за Маркса, потому что и сегодня, спустя сто двадцать лет после его
смерти, его имя используют как прикрытие, чтобы творить
несправедливость. Вам бы понравилось, если бы ваше доброе имя
использовали так же?
Но что плохого в социализме? Что можно противопоставить идее, что
каждый из нас должен получать одинаковый кусок от общего пирога? Мне
лично нечего этому противопоставить. Или вы хотите, чтобы я сейчас взял и
забрал все куски пирога себе, а вам оставил один-единственный?
А может, все зависит от исторической эпохи? В какой-то период социализм —
меньшее зло, чем капитализм, а в какой-то наоборот?
Понимаю, для русских это — больной вопрос. Я вот думал, что Советский
Союз будет всегда и Берлинская стена тоже будет всегда. Говорю это
совершенно серьезно. Но посмотрите, как быстро все это рухнуло — зараз! Я
никогда не думал, что Манделу выпустят из тюрьмы и он станет
президентом ЮАР. Да если бы я вам три года назад сказал, что президентом
США будет чернокожий, вы бы посмотрели на меня как на сумасшедшего.
Моя идея в том, что изменения могут происходить очень быстро и в тот
момент, когда вы их совсем не ждете. И они не обязательно будут
негативными. Я предлагаю не столько социализм, сколько демократичную
экономику. Я вовсе не против того, чтобы у вас был свой бизнес, чтобы вы
много работали и зарабатывали, улучшая свою жизнь и жизнь своей семьи.
Но капитализм сегодня — это нечто другое. Это система, при которой один
процент населения имеет столько же денег, сколько остальные девяносто
девять. Это безумие!
Еще в начале 80−х, с приходом Рейгана, Америка придумала гениальную
систему: зачем держать двух рабочих, если одного можно уволить, а
другого заставить вкалывать за те же деньги? За последние двадцать лет
рабочий день американца увеличился вдвое, как и производство товаров, а
зарплата осталась прежней, такой же, как в 80−е. Чем меньше рабочих
мест, чем меньше зарплата, тем больше собственной выгоды. Я не экономист
и не реформатор, но я точно знаю, что этот разрушительный процесс надо
остановить.
Обама — социалист?
Да, в определенной степени. Он же сказал: «Надо равномерно
распределять блага».
И что, блага успешно распределяются?
Подождите, не все так быстро, он всего лишь восемь месяцев у власти.
Ему передали Америку, находящуюся в чудовищном состоянии, до которого ее
довел один псих, почти разрушивший страну и едва ли не весь мир! Я,
честно говоря, не знаю, реально ли все это выправить за восемь месяцев.
Да тут восьми лет не хватит! Признаюсь, я ему сочувствую: он взялся за
тяжелейшую задачу. Но я восхищаюсь им и верю в то, что он справится.
Что вами больше движет — злость или сочувствие?
Надеюсь, что сочувствие. Потому что злость я не могу контролировать.
Все, что я могу сделать со злостью, — это превратить ее в чувство юмора.
Я вообще считаю, что все великие комедианты, и уж тем более сатирики,
были заряжены злостью. Чаплин, Граучо Маркс, Ленни Брюс, Ричард Прайор.
Юмор — очень мощное и важное оружие в борьбе с несправедливостью.
Что касается сочувствия, то я обычный человек, и то, что я вижу
вокруг себя, трогает меня очень глубоко. Да и вообще американцы более
эмоциональны, чем европейцы. Даже вид плачущего ребенка действует на нас
как-то особенно сильно.
Ладно, Обаму уже избрали, есть шанс, что все исправится. Откуда же вы
теперь будете брать свою злость? Не тяжело будет дальше снимать кино?
Шутите?! Лучшие американские режиссеры появились в эпоху Рузвельта (в
своем фильме Мур боготворит Рузвельта, сокрушаясь, что изданный им
второй Билль о правах так и не вступил в силу. — «РР»). Капра, Форд,
Стерджес снимали тогда грандиозное кино. Прежде всего потому, что они
существовали в благоприятном климате, когда искусство и культура
всячески поддерживались, как и свободное мышление!
Поэтому ни о каком увядании и речи быть не может. Да я буду
расцветать! Это в темное время всегда поддерживается тупость, а все
остальное загибается. Но Обаме нужны современные Капра, Форд, Джон
Стейнбек, потому что демократия — это всегда взаимный обмен, а не
односторонняя связь между правительством и всеми остальными. Обаме нужны
мы, чтобы он сделал то, что он хочет сделать. Без нашего участия ничего
не произойдет.
А массовая культура — это не только развлечения, она может быть и
опорой. «Гроздья гнева» Форда, как и многие тогдашние фильмы, обращались
к самым широким массам. Эти картины помогли заложить фундамент для
политики Рузвельта и сделали так, что он смог убедить людей поддержать
социальные реформы, страхование безработных, проекты по общественной
работе и так далее. И это был дух времени, а не просто отдельное желание
снять фильм про бедных, которые едут на грузовике в Калифорнию.
Надеюсь, что-то подобное произойдет и сейчас. Думаю, эпоха Обамы
будет прекрасным временем для меня и других кинематографистов. Это уже
происходит, сейчас уже есть картины про корпорации и то, что они делают с
маленьким человеком (речь идет о фильме «Информатор» Стивена
Содерберга. — «РР»).
В своем фильме вы ставите крест на американской банковской
системе. А где вы храните свои деньги?
В банке, где ж еще?! (Смеется.) У меня там сберегательный счет.
Сейчас, наверное, посмотрев «Капитализм», они решат их просадить.
(Смеется.) Но у меня нет никаких вложений, я никогда не покупал акций — я
в них просто не верю. В коммерческом смысле все мои фильмы были очень
успешными, именно поэтому большие студии продолжают со мной работать. И у
меня есть заначка, которая позволяет мне сказать: «Fuck you, money!»
Знаете, у американцев это выражение означает способность быть
независимым, в том числе от государства, и вообще возможность говорить
«fuck you» кому угодно. Поэтому я могу быть собой и делать то, что я
хочу.
А внутренние, личные затраты? Кино вам легко дается?
Я часто себя спрашиваю: вот если бы мне сейчас предложили заново
сделать все те фильмы, что я уже сделал, пройти все это по новой,
согласился бы я? Честно — не знаю. Мне и моей семье пришлось испытать
из-за этого немало трудностей.
Ну вот посмотрите на меня. Я — обычный человек, который делает кино. И
я не понимаю, почему в этой комнате меня должен сопровождать
телохранитель (охранник Мура сидит за столом напротив. — «РР»), а второй
должен караулить меня за дверью. Я — всего лишь свободный человек,
живущий в свободной стране. Почему я должен беспокоиться о подобных
вещах?
Наверное, потому что вы — суперзвезда. Кстати, это помогает или
мешает во время работы?
Мешает, конечно! Люди меня боятся, боятся разговаривать со мной,
отвечать на мои вопросы. И я их понимаю. (Смеется.) Они и должны
бояться. Потому что позиции, на которых они стоят, непростительны. Как
можно защищать позицию, согласно которой у больного человека нет права
сходить к врачу? Да у нее нет оправдания! Остается только
дискредитировать меня и мой фильм, оклеветать нас, как это пытался
сделать вице-президент Ассоциации американских медицинских страховщиков.
Шесть недель назад он публично призвал все страховые компании выделить
деньги, чтобы атаковать Майкла Мура, потому что они знают, что все
сказанное в моем фильме Sicko (в русском прокате — «Здравозахоронение». —
«РР») — это правда.
А письма поддержки вам приходят?
Я каждую неделю получаю тысячи писем от жителей Америки, которые
рассказывают мне о социальных несправедливостях и других проблемах,
предлагая снять про это фильмы. Все это — очень важные и волнующие темы,
и я был бы счастлив клонировать себя, чтобы появилась еще тысяча
Майклов Муров, которые бы все это сняли.
По-моему, в фильме вы указали на корень всех этих проблем —
капитализм. Кино про капитализм не может не быть глобальным…
Но сама идея сделать фильм про капитализм — это же чистое безумие.
Это совсем не то, что люди хотят увидеть в кинотеатре в пятницу вечером.
Они идут туда, чтобы расслабиться. Поэтому это был вызов самому себе
как кинематографисту. Я же прежде всего делаю фильмы, а не политические
высказывания.
И я хочу напомнить всем документалистам: уважайте искусство кино!
Если уважаете, то ваше высказывание будет ясным и сильным. Но если для
вас месседж важнее искусства, вы проиграете, прежде всего политически.
Никто не пойдет это смотреть, вас просто не заметят.
Хочешь высказываться — иди в кабинет министров, избирайся в
парламент, занимайся общественной деятельностью. А режиссер в первую
очередь должен уметь делать захватывающее кино, которое люди с
удовольствием посмотрят в кинотеатре, в темном зале вместе с сотней
других зрителей, а не дома на DVD. Кино — это коллективный опыт, и я
настаиваю, чтобы мои фильмы смотрели на большом экране.
Ваши фильмы сделаны виртуозно, но в их основе одни и те же приемы —
беспроигрышные и…
(Перебивает.) Ну и что? Шекспир делал то же самое. Если сейчас
кто-нибудь зайдет в комнату и поскользнется — не дай бог, конечно — на
банановой кожуре, вам будет смешно. Сто лет уже смешно. Или Вуди Аллен —
он всегда один и тот же. Но я не устаю на него смотреть и даже
разочаровываюсь, когда не вижу Вуди в его собственных фильмах.
Вы обмолвились, что ваш следующий фильм будет игровым. Это правда?
Да, уйду в игровое кино, если люди не воспримут «Капитализм», ведь
это мой самый рискованный фильм. Если люди после него не воспрянут, то и
я не буду больше ничего делать — стану снимать безопасный фикшн себе в
удовольствие. У меня даже заготовлен первый сценарий. Но если люди
поднимутся и действительно призадумаются о своих правах, о демократии
вообще, тогда я буду с еще большей энергией участвовать в этом движении
(смеется).
Если бы вы оказались рядом с Обамой, что бы вы ему посоветовали —
как гражданин и патриот своей страны?
(После паузы, задумчиво.) Я бы сказал следующее. Давайте возьмем один
месяц иракской войны — он стоил 12–15 миллионов долларов. Этих денег
хватит, чтобы в нынешнем Ираке обеспечить чистой питьевой водой миллионы
людей, у которых ее нет. Я хочу, чтобы нас там перестали бояться, и
единственный путь — предложить свою помощь.
Только так Америка сможет восстановить свою репутацию в мире?
Да, но это — лишь малая часть. Я вообще не уверен, что у нас
когда-либо была блестящая репутация. Конечно, так хреново, как в
последнее десятилетие, еще не было. Но думаю, что к американцам — к
самим людям — относятся нормально. Ведь так? В нас на самом деле много
очаровательного. Все эти «Как дела, чувак?», все эти «хи-хи», «ха-ха».
Разве в нашей простецкости нет очарования?
Есть стереотип, что вы высокомерные.
Ну нет, в обычном среднем американце нет никакого высокомерия. Когда
мы коллективизируемся, собираемся в группы, тогда — да, появляется
высокомерие и мы начинаем вести себя по-идиотски. Но по отдельности мы
очень открытые.
Остановите любого на улице, и вы удивитесь, насколько он будет рад
вам помочь. Тут есть неподдельное великодушие, хотя он может и не знать в
точности, где находится страна, откуда вы приехали. Почти десять
процентов американцев не в курсе, где находится Ирак, можете себе
представить? Искренняя душевность соседствует с этим невежеством, в
котором, впрочем, американцы не виноваты. Что поделать, если они не учат
иностранные языки? Я вот с вами тоже говорю по-английски, и это,
кстати, высокомерно. Потому что этот язык не лучше и не хуже других, он
лишь проще. Что поделать, если республиканцы не развивали образование и
школьную систему, а наши газеты не только их поддерживали, но еще и
думали в первую очередь о рекламодателях, а не о читателях.
В Швеции, к примеру, на каждого жителя, включая младенцев, ежедневно
приходится по одной газете. Потому что успех их газет зависит от тиража,
а не от рекламы, которая, конечно, важна, но вторична. Поэтому они
стараются хорошо делать свою работу, чтобы их покупали и читали. А все
американские СМИ давно существуют за счет рекламы, именно она, а не
тираж, стоит во главе угла. Это не те условия, при которых может
зародиться свободная независимая пресса.
Все ваши фильмы — про Америку. У вас нет желания снять что-нибудь про
другие страны?
Нет. Я считаю, что в каждой стране, будь то Франция, Германия или
Россия, должен быть свой Майкл Мур. Тот, кто будет заниматься конкретно
вашими проблемами и предлагать пути их решения. Мои фильмы абсолютно
америкоцентричны, но, думаю, именно поэтому их интересно смотреть во
всем мире. Я показываю вам Америку, которую вы не увидите по CNN. И вы
можете получить информацию, которую в противном случае не получили бы.
Возможно, вы с друзьями покинете кинотеатр с мыслью: «Может, все-таки
не стоит нашему консервативному правительству приватизировать
социальные службы! Может, не надо этого делать, а то гляди — это
приводит к коррупции, к тому, что судьи сажают в тюрьму детей для
собственной выгоды (в «Капитализме» подробно объясняется, почему судьям
выгодны дети-заключенные. — «РР»).
Все мы люди, и нам свойственна алчность. Но капитализм ее не
контролирует, а стимулирует. Поэтому нам нужна другая экономическая
система, основанная не на алчности.
Автор: Евгений Гусятинский, корреспондент отдела «Культуры» журнала
«Русский репортер»
|