Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ВСЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Суббота, 30.03.2024, 11:10
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Блог

Главная » 2010 » Март » 3 » Зенитные башни Маунселла
13:29
Зенитные башни Маунселла

На мелководье Северного моря у побережья Великобритании, у берегов Северного Кента, близ графства Эссекс, над водой причудливо возвышаются футуристического вида башни, похожие на недобитые треножники пришельцев-марсиан из романа Г. Уэллса «Война миров». Это заброшенные морские форты системы противовоздушной обороны Великобритании — сооружённые в устьях рек Темзы и Мерси укрепления времён Второй мировой войны.

картинка
----------------------<cut>----------------------

У берегов Северного Кента

Необычные сооружения были построены по проекту известного британского инженера Гая Анселла Маунселла (1884-1961) в рамках программы «Специальной обороны эстуария Темзы». В наше время эти укрепления известны под названием «Морские форты Маунселла». Основными их задачами были защита крупных промышленных центров Англии от атак с воздуха с самого уязвимого направления — с моря — со стороны устьев рек Темзы и Мерси и защита подходов с моря к Лондону и Ливерпулю соответственно. Цель — не позволить немецкой авиации бомбить английские порты и минировать оживлённые судоходные маршруты.

Необходимость в морских зенитных фортах выявилась в результате нападения немецких самолётов на Ливерпульские доки со стороны Ирландского моря через незащищённое устье Мерси. Возникло опасение, что люфтваффе использует Темзу в качестве навигационного ориентира для выхода в центр Лондона и к Лондонским докам.

Когда немцы начали регулярные бомбардировки Лондона, они быстро поняли, что существует большая незащищённая акватория вдоль залива и устья Темзы. Самолёты могли скрытно подойти достаточно близко к городу. Что-бы воспрепятствовать этому, было принято решение о сооружении оборонительных платформ, выдвинутых в море и вооружённых зенитной артиллерией.

Морские форты ПВО строили совместно британская армия и ВМФ. Маунселл разработал два вида морских крепостей: сначала NAVY Forts, которые предназначались для королевского военно-морского флота, и затем Army Forts — для британской армии. Объекты, о которых здесь идёт речь, относятся именно к армейским фортам. Кроме объектов, прикрывавших Лондон, предполагалось также построить форты у Хамбера, Портсмута, Розуса, Белфаста и Лондондерри, но эти планы не были осуществлены.

Первоначально было запланировано возведение 38 башен (в составе шести фортов) у устья Мерси и 49 башен (в составе семи фортов) у устья Темзы, но из-за снижения активности немецких авиационных налётов в итоге была построена только 21 башня в составе трёх фортов. Укрепления возвели в 1942-43 гг. и вооружили зенитными орудиями, радиолокаторами и прожекторами.

Замысел

Компания «Братья Холлоуэй» (Holloway Brothers Ltd.) в августе 1942 приступила к выполнению заказа армии на строительство нескольких армейских зенитных фортов. Заданием было предусмотрено создать три зенитных крепости в эстуарии Мерси и три в устье Темзы. Каждая батарея должна была состоять из четырёх тяжёлых и двух лёгких зенитных орудий, с централизованным управлением и радиолокатором, а также прожекторной позиции. На ранее возведённых платформах для военно-морского флота всё оружие и оборудование было установлено предельно компактно на одной площадке, подобно размещению на корабельной надстройке. В результате форт в целом был более уязвим, а секторы обстрела зенитных орудий были ограничены, не позволяя сосредоточить огонь всех пушек в одном направлении.

картинка

Поэтому на армейских фортах было решено расположить орудия рассредоточено, подобно обычной сухопутной зенитной батарее, на расстоянии около 100 футов друг от друга. Было принято решение использовать группу из семи отдельно стоящих башен и соединить их с помощью мостков, расположенных высоко над водой. В итоге армейские форты принципиально отличались по конструкции от платформ ВМС. Данная компоновка позволяла сосредоточить огонь всех орудий в любом направлении и делала укрепление гораздо более живучим в целом.

Форты в устье Мерси имели несколько иную конструкцию, чем форты для Темзы — в частности, они были выше, т.к. глубины в устье Мерси заметно больше.

Анатомия фортов

В соответствии со спецификацией, армейские форты состояли из семи башен, каждая весом 750 т. Все они были построены из железобетона и стали. Каждая башня была сооружена по отдельности в сухом доке, а затем отбуксирована с помощью морских буксиров к отмели в открытое море, установлена на подготовленное основание и соединена с соседними башнями узкими металлическими переходными мостиками.

картинка

В результате каждый форт противовоздушной обороны, спроектированный Маунселлом, представлял собой единый комплекс из семи взаимосвязанных стальных платформ, стоящих в открытом море. При этом центральная башня управления (Command) оснащалась радиолокатором и была окружена пятью боевыми — артиллерийскими, расположенными по полуокружности вокруг неё (на четырёх башнях устанавливалось по одному тяжёлому 94-мм зенитному орудию QF Mk2C, а на одной — две 40-мм скорострельные автоматические зенитные пушки L/60 Bofors, предназначенные для ближней самообороны форта). Стоящая несколько в стороне прожекторная башня оснащалась мощным зенитным прожектором.

Гарнизон каждого форта был укомплектован 120 (в отдельные периоды – до 165) военнослужащими (90 морских пехотинцев и 30 моряков), включая 3-6 офицеров, которые располагались на семи палубах. С берегом морские форты были связаны подводным телефонным кабелем и радиосвязью. Доставка боеприпасов, дизельного топлива, запасов еды и пресной воды осуществлялась как минимум один раз в неделю.

Форты были предназначены для противодействия вражеской авиации и входили в систему ПВО страны. Поэтому построены они были исключительно против воздушного противника, чтобы заранее извещать о вражеском налёте и перехватывать немецкие самолёты. Для морских сражений они не предназначались (для этого они были слишком уязвимы) — от атак с моря их защищал королевский флот. Да и стояли эти форты в устье Темзы, на мелководье, куда ни один крупный немецкий корабль не рискнул бы сунуться.

Первые три армейских форта должны были быть построены в заливе у Ливерпуля, в устье реки Мерси. Уровень моря в этом месте постоянно меняется, а глубина заметно больше, чем в устье Темзы, что заставило Маунселла разработать совершенно новый тип фундамента по сравнению с фортами ВМС. После ряда опытов он выступил с идеей сделать фундамент, зарытый в песок морского дна и не препятствующий движению волн над ним. Новая конструкция работала очень хорошо, хотя и не совсем так, как задумал конструктор. Форты были построены на верфи «Красный лев» фирмой «Инженерная компания Кливлэнд Бридж» в городке Bromborough и установлены в течение 1942 г. в эстуарии Мерси. Монтаж армейских фортов для устья Темзы был начат в августе 1942, а окончен в июне-декабре 1943 г. Форты были возведены в следующем порядке: Army Fort (U5), Red Sands (Красные пески) Army Fort (U6), Shivering Sands (Зыбучие пески) Army Fort (U7).

картинка

Создание

1) Фундамент

Каждый фундамент-основание форта состоял из четырёх полых железобетонных элементов 85 футов длиной, 6 футов высотой, расположенных в виде четырёхугольной крестообразной рамы со стенками 5 дюймов толщиной. На пересечении из четырёх фундаментов, была забетонированы опорные части для четырёх же опор-ног башни. Вес каждого основания был 300 т.

2) Опоры и надстройки

Полые цилиндрические железобетонные опоры башен были выполнены в 65 футов высотой, внешним диаметром в 3 фута и внутренним — 2 фута. Каждая нога была заранее изготовлена в виде трёх отдельных секций, весом 5 т и около 17 футов длиной. В итоге четыре опоры создавали пространственный несущий каркас для стальной надстройки. Восьмиугольная стальная надстройка верхней части башни содержала три палубы: нижнюю, промежуточную и верхнюю размерами в плане 36 на 36 футов. Стены были изготовлены из стали. Внешние стены форта были покрыты двумя слоями гидроизоляции и камуфлирующей окраской. Каждая башня была разработана и собрана таким образом, чтобы весь форт в целом представлял собой единый организм. На верхней (орудийной) палубе размещались бронированные парапеты.

картинка

3) Оборудование

К пяти из семи башен каждого форта могли пришвартоваться суда, для чего башни оснащались всеми необходимыми швартовыми устройствами. Все окна (иллюминаторы) снабжались стальными ставнями для соблюдения режима светомаскировки — затемнения форта в ночное время. Каждая башня имела системы вентиляции, установки центрального отопления и резервуары для пресной воды. Жилые помещения для 120 человек гарнизона форта были оснащены туалетами и ванными комнатами с горячей и холодной морской водой. Форт мог функционировать до одного месяца полностью автономно, что было немаловажным ввиду частых бурь в Северном море и трудностей со снабжением. В центральной башне управления располагалось около четверти всего гарнизона. Там же размещались три дизель-генератора мощностью по 30 кВт, обслуживающих весь форт. Для подъёма грузов были смонтированы электрические подъёмники.

Особо впечатляет скорость строительства форта — 53 дня, т.е. около восьми недель! Башни строились с темпом одна башня в две недели. Это связано с тем, что установка их на грунт возможна была только во время высоких приливов, которые происходят один раз в две недели.

4) Буксировка из дока и установка на грунт

Т.к. на плаву башня не могла самостоятельно передвигаться и управляться, была разработана совершенно новая технология для транспортировки и монтажа на месте огромных железобетонных монстров. Они были довольно быстро построены в сухом доке и отбуксированы вниз по реке для установки на морское дно на глубине около 10 м. Собранные башни транспортировались между двумя понтонами с помощью морских буксиров вниз по реке до выбранного места на отмели и затем ставились на дно моря.

Башни устанавливались строго в определённом порядке. В любой группе башен первой устанавливалась башня с автоматическими орудиями Бофорс (Bofors) с тем, чтобы она была в состоянии защитить себя, пока прибывают другие башни. Затем доставлялись другие башни в строгой очерёдности, чтобы избежать трудностей при их установке на позиции. Nore Army Fort (U5) — первый армейский форт был установлен 3 июля1943 г. приблизительно в 2,5 морских милях от ближайшего острова Sheerness-of-Sheppey.

картинка

Форт Red Sands (Красные пески) Army Fort (U6) был установлен в ноябре 1943 г. в 5 морских милях от острова Sheppey и в 7 морских милях от Уитстабл. Форт Shivering Sands (Зыбучие пески) Army Fort (U7) был установлен 13 декабря 1943 г. в 4 морских милях от Red Sands и в 8 морских милях от ближайшего берега залива.

После завершения программы строительства морских фортов верфь «Красный Лев» продолжала производство и строительство железобетонных плавучих сухих доков-причалов, из которых строились быстровозводимые мобильные порты, необходимые для организации вторжения союзников в Нормандии. Конструктором этих огромных железобетонных монстров был не кто иной, как всё тот же Гай А. Маунселл. Верфь была закрыта после окончания боевых действий в 1945 г. и позже открылась ещё раз в 1960-х гг. для строительства ГЭС Northfleet. В послевоенные годы опыт создания морских фортов был использован при разработке морских буровых платформ, устанавливаемых на шельфе.

Общая сумма расходов, связанных с возведением 21 башни, из которых состоят три армейских форта на Темзе (но без вооружения и военной техники) составила 21 000 000 фунтов стерлингов (в ценах 1994 г.).

Во время военной службы всех фортов ими было сбито около 22 вражеских самолётов и 30 крылатых ракет V1. Казалось бы, немного! Однако настоящая боевая ценность морских фортов заключалась в том, что они расширили радиолокационное поле значительно далее устья Темзы в сторону открытого моря, особенно на небольших высотах, что позволило получать точную информацию, не доступную на тот момент береговым РЛС. Поскольку наиболее опасной деятельностью германских люфтваффе в тот период было минирование судовых путей, радиолокаторы фортов могли точно определить участок, где были сброшены мины, и, таким образом, можно было внести необходимые изменения в маршруты кораблей и судов для обхода опасных районов.

Зенитное орудие QF (MK6) калибра 3.7 дюймов (94 мм)

Проект разрабатывался в 1933 г. двумя организациями на Вулвичском Арсенале и фирмой Виккерс-Армстронг. Из двух образцов, представленных сторонами в 1934 г., выбрали пушку Виккерса-Армстронга. В январе 1938 г. была выпущена первая серийная пушка. Орудие изготавливалось в военные годы в количестве около 200 пушек в месяц. Обстрел круговой — 360о, склонение -5о, возвышение +80о. Откат пушки — 18 дюймов. Скорость снаряда — 2600 футов/с. Максимальная дальность по горизонтали — 20600 ярдов, максимальная досягаемость по высоте — 41000 фута. Темп стрельбы при ручном заряжании — 10 выстрелов в минуту, при автоматическом — 25 выстрелов в минуту. Стационарный вариант орудия MK6, установленный на фортах, обозначался как Mk2C.

Зенитное орудие L/60 Bofors калибра 40 мм

Автоматическая пушка была разработана в Швеции. Обстрел круговой — 360о, склонение -5о, возвышение +90о. Откат пушки — 8 дюймов. Скорость снаряда — 2700 футов/с. Максимальная дальность по горизонтали — 10800 ярдов и максимальная досягаемость по высоте — 23600 фута Эффективная дальность прицельной стрельбы — 5000 футов. Темп стрельбы — 120 выстрелов в минуту.

После войны

После войны армейские форты поставили на текущее техобслуживание и ремонт. Во время «холодной войны» форты были в срочном порядке вновь приведены в состояние боевой готовности. В 1952 г. на них установили новое радиолокационное оборудование и усовершенствованные модели прожекторов. В 1948 г. специальная комиссия посетила форт в процессе рассмотрения новой конструкции тяжёлых зенитных фортов в составе 9 башен, но в 1953 г. это предложение было отложено по причине большой стоимости. Позже были выдвинуты новые идеи по продолжению использования как оборонительного форта, но все они были отклонены.

Из 21 армейской башни, построенных на Темзе, до наших дней сохранилось только 13. Одного из трёх фортов уже нет — в 1953 г., после большого наводнения, армейский форт Nore был повреждён и частично затоплен, потеряв часть оборудования, которое смыли бушующие волны. Затем, два месяца спустя, часть его была уничтожена «пьяным» танкером. 1 марта 1953 г. шведское судно «Баальбек» (Baalbeck) в густом тумане столкнулось с фортом (U5) и уничтожило две башни, разрушив башню с «Бофорсами» и башню с 3,7-дюймовой пушкой. В результате погибли четыре члена гарнизона и была уничтожена часть конструкций, две пушки Bofors и 3.7-дюймовое орудие, а также радиолокационное и другое оборудование. В конце 1954 судно «Mairoula» опять столкнулось с фортом Nore. Поскольку этот форт был ближе к берегу, чем другие, и расположен очень близко от судоходной трассы, идущей к Темзе, он был полностью демонтирован в 1959 г. The Shivering Sand Group сегодня состоит из шести башен — одна башня была снесена (остатки её можно увидеть рядом со второй башней) налетевшим на неё судном «Ribersborg» 7 июня 1963 г. не нанесла ущерба кому-либо, не особенно пострадал и сам корабль.

картинка

А остальные форты вполне целы. Военные гарнизоны размещались на них до 1956 г., когда армия решила, что форты не могут больше использоваться. Всё тяжёлое вооружение и оборудование с трёх фортов было демонтировано с помощью крана адмиралтейской верфи Чатем. Форты были полностью заброшены в 1958 г. В 1959 администрация Лондонского порта решила, что руины форта Nore (U5) представляют опасность для судоходства и решила убрать форт, затем начала демонтировать и остальные армейские форты, сняв ветхие металлические мостки, соединяющие башни. Эта работа была продолжена в 1960 г., когда металлические надстройки были разобраны и сданы на металлолом, а опоры Nore (U5) отбуксировали на 17 миль к береговой полосе у пристани Alphae возле деревни Cliffe в Кенте, где они до сих пор находятся и их по сей день можно увидеть при отливе.

В 1959 г. был рассмотрен проект демонтажа форта (расходы оказались непомерно высокими. Семибашенный форт напротив острова Sheppey был оставлен армией в 1956 г. и оккупирован пиратскими радиостанциями, в том числе радио Радио-Сити и Sutch, в период 1964-1967 гг. В 1964 г. хозяин Sutch создал Радио Sutch на одной из старых башен. Затем он передал проект своему менеджеру Реджинальду Калверту, который расположил своё хозяйство в пяти башнях и назвал её Радио-Сити. Позже проект был закрыт, и башня снова оказались заброшенной.

В 1964 г. администрация лондонского порта изолировала прожекторную башню от остальной части форта Red Sands и разместила на ней метеорологическое оборудование для наблюдения за ветрами и приливами. Эти данные передавались на материк с помощью радиосвязи. В 1990 г. верхняя часть прожекторной башни была демонтирована для того, чтобы на неё могли садиться вертолёты для обслуживания метеорологического оборудования. В 1992 г. было принято решение, что башня уже не подходит для данного применения.

В конце 50-х гг. башни окончательно потеряли военное значение. Их частично демонтировали, а оставшиеся на поверхности сооружения постепенно приходили в негодность, ржавея и ветшая. За годы, прошедшие со времени окончания войны, люди забыли о них. Так и стоят они до сих пор над водной гладью. В первоначальном варианте все башни были соединены между собой стальными мостиками, часть их позже обвалилась в море, затем в целях безопасности их полностью разобрали.

Форты давно заброшены, поэтому их внутреннее состояние ужасно. Большинство сооружений уже не подлежит восстановлению. Внешне конструкции ещё довольно крепкие. По крайней мере, в этом уверены альбатросы, облюбовавшие башни в качестве огромных гнёзд, и многочисленные растения, проросшие прямо на крышах. Организация Redsand недавно провела обследование оставшихся фортов, которое показало, что подводная часть фортов находится в исключительно хорошем состоянии для своего возраста. В настоящее время начались работы по восстановлению одной из башен форта.

Ни один из фортов в настоящее время не является музеем, хотя существуют туристические маршруты для внешнего осмотра былых твердынь с прогулочных катеров.

картинка
Просмотров: 1422 | Добавил: BERG | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]