Ровно 140 лет назад родился Георгий Гапон, и по этому поводу в Музее
политической истории России при полном аншлаге была открыта выставка с
многозначительным названием «Посеявший бурю». Эпиграфом к жизни этого
человека могли бы стать знаменитые слова современного политика: хотел
как лучше… ----------------------<cut>---------------------- Это
как раз те благие пожелания, которыми вымощена дорога в ад. Авторы
вернисажа, на котором представлено 100 экспонатов, не ставили целью
детально иллюстрировать биографию Гапона. Здесь внимание сосредоточено
лишь на ключевых моментах его недолгой, трагически закончившейся жизни.
Уже в 1906 году рабочие, за которых он так радел, его и задушили. Об
этом рассказывает впервые экспонируемый следственный фотоальбом.
На фоне мрачной гибели Гапона на заброшенной даче в Озерках
диссонансом выглядят фотографии похорон, на которые собрались несколько
сотен его поклонников — проводить своего духовного вождя в последний
путь.
Гапон сыграл ключевую роль в событиях, которые положили начало эпохе
революционных потрясений начала 20 века. И до сих пор эта роль вызывает
вопросы. Вроде бы он искренно хотел помочь рабочим, но те погибали от
одного лишь знакомства с ним — и не только в «кровавое воскресенье» 9
января. На выставке представлены уникальные материалы о рабочем, который
застрелился на глазах у Гапона после того, как вождь потребовал убить
другого рабочего...
О событиях 9 января 1905 года рассказывают не только листовки,
документы и фотографии, но и такие уникальные экспонаты, как подлинник
письма Гапона к Николаю II и обращение священника к рабочим и солдатам,
составленное вечером 9 января.
- Георгий Аполлонович Гапон, — рассказывает автор выставки историк
Алексей Кулегин, — в течение нескольких месяцев 1905 года являлся самой
популярной личностью в России, а, находясь в эмиграции, даже претендовал
на роль лидера всего революционного движения. Деятельность священника
петербургской пересыльной тюрьмы, организовавшего первую легальную
массовую рабочую организацию в России и шествие рабочих к Зимнему
дворцу, по-разному оценивали и современники, и позднейшие исследователи.
Например, существует мнение, что манифестация 9 января была грандиозной
провокацией.
«СП»: — Кем он все-таки был на самом деле — искренним народным
вождем, «революционером в рясе» или провокатором на службе царского
правительства и полиции? Гапоновское собрание фабрично-заводских рабочих
Санкт-Петербурга было создана в 1904 году. Вы показываете фотографии,
где Гапон стоит рядом с градоначальником. То есть, это была
проправительственная организация?
- Это была первая в России легальная массовая рабочая организация.
Идеи создания таких организаций, которые были бы подконтрольны властям,
восходили к начальнику Московского охранного отделения полковнику Сергею
Зубатову, и позже были названы полицейским социализмом. Они были
призваны «канализировать» рабочее движение, направить его не против
правительства, а в поддержку ему. Зубатовские идеи подвергались критике и
справа, и слева. Но и те, и другие предупреждали, что подобные
организации быстро выходят из-под контроля, и в них начинают
доминировать революционные силы. Так и вышло. В конце концов шествие,
которое организовал Гапон и которое несло петицию царю Николаю Второму,
было расстреляно у Нарвских ворот…
«СП»: — У Нарвских ворот? А разве они не были остановлены на
подступах к Зимнему, как о том писали все советские учебники?
- До Зимнего они тоже дошли, но это был последний эпизод. Их
расстреливали и разгоняли во многих местах Питера — недалеко от
Троицкого моста, у Нарвских ворот, на Васильевском острове... Мы
выставили на стенде рубашку рабочего Васильева, который погиб во время
манифестации. Ее очень давно передала в музей жена Васильева. Это был не
простой рабочий, а официальный лидер организации, поскольку сам Гапон,
как священник, не мог занимать должность председателя и считался
духовным лидером. В письме царю Гапон от лица рабочих пишет: «Твои
министры тебе всей правды не говорят, мы идем к тебе, народ полон
решимости придти к тебе на Дворцовую площадь, мы просим императора выйти
к рабочим, гарантируем тебе безопасность…»
После 9 января Гапон стал ярым революционером и писал уже другие
воззвания — взрывать дворцы, убивать солдат, чиновников, царя и его
окружение.
«СП»: — Гапон вынужден вскоре покинуть Россию, но почему-то после
эмиграции разочаровался в революционном движении?
- Да, после возвращения из-за границы, он резко поменялся — пытался
наладить контакт с властями, писал покаянные письма, давал интервью
различным газетам... Рабочие обсуждали его поведение и не знали, как
реагировать. На выставке представлена книжка «Правда о Гапоне», которую
написал рабочий Николай Петров. Это был один из самых близких к Гапону
людей, руководитель одной из рабочих организаций. Вскоре стало известно,
что Гапон втайне от рабочих получил 30 тысяч рублей от Столыпина, и
Петров опубликовал статью под заголовком «Долой маску и неизвестность».
После публикации события стали развиваться стремительно. Гапон решил
устранить Петрова и даже дал исполнителю, рабочему Черемухину,
револьвер. Но Черемухин, будучи молодым человеком с неустойчивой
психикой, прямо на заседании центрального комитета гапоновской
организации покончил с собой из того же револьвера. К тому времени Гапон
уже впутался в новую авантюру с департаментом полиции и стал
агитировать своего недавнего благодетеля Петра Моисеевича Рутенберга
вступить в контакт с охранным отделением, обещал 25 тысяч рублей за то,
чтобы тот выдал охранке руководство партии эсеров. Рутенберг сообщил об
этом в ЦК партии эсеров, в частности одному из лидеров – Азефу. Было
принято решение устранить Гапона. Рутенберг заманил его на одну из дач в
Озерках, туда же пригласил группу рабочих, которых спрятал в соседней
комнате. Рутенберг завел с Гапоном разговор о том, сколько можно
выручить за выдачу эсеров полиции. Когда он счел, что рабочие услышали
достаточно, он выпустил их из укрытия. Те накинулись на Гапона и
повесили его, как предателя… Но все это мы знаем со слов Рутенберга!
«СП»: — И нет других свидетельств?
- Увы, достоверные обстоятельства гибели Гапона неизвестны. Мы не
знаем, кто именно там действовал, кроме Рутенберга, и остается принимать
на веру его версию… Бесспорно одно: Азеф стремился как можно скорее
избавиться от такого опасного соперника как Гапон, поскольку сам был
полицейским провокатором, а Гапон мог раскрыть двойную игру Азефа.
«СП»: — Алексей Михайлович, вы впервые обнародуете материалы о
похоронах Гапона. Почему его похоронили только в мае 1906-го, хотя убили
26 марта?
- Тело нашли не сразу. До 30 апреля было неизвестно, где он?
Департамент полиции разыскивал Гапона, чтобы задержать его, а он уже был
мертв. На похороны собралось немало людей. Сохранился полицейский
альбом, который вели следователи, когда расследовали убийство Гапона. Но
нас интересовал не столько сам Гапон, сколько его роль в таком
важнейшем и переломном событии русской истории, как 9 января — начало
революции. Кстати, в 2010 году совпадают круглые даты рождения Гапона –
140 лет и начала первой русской революции – 105 лет.
«СП»: — Письмо, которое Гапон писал Николаю Второму, дошло до
императора?
- Неизвестно. Вроде бы он послал с этим письмом в Царское Село
рабочего, которого, разумеется, не допустили до царя. Источники с разной
степенью достоверности утверждают, что рабочий настойчиво требовал,
чтобы его принял лично Николай Второй. Неизвестно, куда потом письмо
делось? Но сохранилась авторская копия письма (см. фото).
«СП»: — Вы для себя, как историк, уже сформулировали роль Гапона в
первой русской революции?
- Его роль сложная: народный вождь, революционер, и в то же время —
провокатор, авантюрист… В нем всего понемногу. Если почитать
воспоминания рабочих, то они все были в восторге от него. Многие были
уверены, что если уж Гапон начал революцию, то ему суждено ее
возглавить, но не все было столь однозначно в этой истории – очень много
загадочного.
«СП»: — Удивительно все же, что до сих пор в ней не прояснено самое
главное: Гапона — взращенного царской охранкой харизматика, подвели
особенности его личности?
- Не только. Те события, которые произошли после 9 января, были
гораздо выше и мощнее уровня личности Гапона. Он еще пытался изображать
себя вождем и руководителем рабочего движения, но уже был Наполеоном без
армии. Массы за ним не пошли. К осени пятого года революционные события
захватили Россию не только в Петербурге, но и в Москве. Уже Ленин
вернулся из эмиграции. В 1906 году фигура Гапона померкла. И его это не
устраивало, поскольку он не хотел быть пешкой в чужой игре. Ему не
хватало драйва, адреналина…
«СП»: — При всем этом он был рукоположенным священником, который
призывал убить то одного, то другого?
- Он был священник церкви Михаила Черниговского Санкт-Петербургской
пересыльной тюрьмы. Но сразу после «кровавого воскресенья», 20 января
1905 года, Синод лишил его сана.
«СП»: — Гапон виновен в гибели очень многих людей и даже одного из
великих князей?
- Это Сергей Александрович, московский губернатор, который к событиям
9 января вообще не имел отношения. Его убил террорист Иван Каляев,
якобы в отместку за события «кровавого воскресенья».
«СП»: — А кто все же отдал приказ стрелять в демонстрантов, которых
вел к царю Гапон?
- Непосредственный приказ стрелять отдал князь Васильчиков, который
был наделен такими полномочиями. Но он исполнял приказ другого великого
князя — Владимира Александровича, который командовал войсками
петербургского военного округа. Но не всякий приказ пишется на бумаге и
речь не шла о том, чтобы именно расстрелять демонстрантов. Было сказано:
не допустить к Зимнему дворцу. А что такое не допустить? Были вызваны
войска, им розданы боевые патроны… Это была не полиция, которая могла
разогнать толпу нагайками, у солдат не было водометов и слезоточивого
газа... Кстати, сами рабочие, которые шли с петицией, предполагали, что
могут случиться столкновения с полицией. Они и предположить не могли,
что по ним откроют ружейный огонь, поскольку были абсолютно безоружными.
«СП»: — А великий князь Владимир Александрович как-то ответил за эту
неоправданную жестокость?
- Нет. Уголовное дело было заведено против участников манифестации.
До того в российской истории ничего подобного не происходило — сто тысяч
человек мирно идут по городу, а их расстреливают… Хотя по сравнению с
теми трагедиями, которые постигли нашу страну уже в ближайшие годы, эту
можно не считать за большую катастрофу. Убили 130 человек и столько же
ранили. Вскоре миллионы погибших россиян станут «статистикой».
«СП»: — Почему царь пошел на это?
- Я думаю, что он был просто не готов. Вся система российской власти в
начале 20 века была очень архаичной. Николай Второй всячески пытался
сохранить эту систему и не думал о переменах, которые назрели. «Кровавое
воскресенье» все же вынудило императора пойти на конституционные
перемены, и он подписал манифест от 17 октября. Но так до конца жизни и
не смог простить Витте, что тот вырвал у него эти уступки. Хотя,
благодаря именно им, еще на 12 лет была спасена российская монархия.
«СП»: — А почему он не мог пойти на уступки до 9 января?
- Он вообще тогда об этом не думал. Николай занял самую плохую
позицию: он просто взял и уехал в Царское Село. А на следующий день
писал в дневнике: «Ужасный день, в Петербурге много убитых и раненых…»
Царь мог поручить министру внутренних дел выйти к манифестации или тому
же Сергею Витте — председателю кабинета министров. В конце концов, он
сам мог выйти к демонстрантам и сказать: «Дети мои! Я с вами!» Возможно,
тогда вся русская история пошла по другому пути.
Санкт-Петербург
На снимках: документы выставки, посвященной Гапону.
|