"Девушка, где вы купили
такие тонкие кривые чулки?" – такой вот "шуткой" поздравил меня с 8
Марта один из сотовых операторов "большой тройки". Как показало
мини-расследование, шутки могут быть не только обидными, но и
обременительными для кошельков абонентов.
Получив оскорбительное SMS от своего сотового оператора, я
была столь поражена, что вначале приняла сообщение за какую-то
хакерскую атаку. Но звонок в компанию развеял сомнения.
– Вы подписаны на услугу, позволяющую получать шутки и
анекдоты, – радостно сообщила мне девушка из колл-центра. – Но я ни
на что не подписывалась! – Это услуга совершенно бесплатна! – А
я и даром не желаю получать глупые и оскорбительные шутки!
После довольно бестолкового объяснения вырисовалась
следующая картина: чтобы стать "подписантом" услуги, достаточно открыть
пришедшее SMS. Учитывая, что любой нормальный человек, получив сообщение
от своего сотового оператора, поинтересуется его содержанием,
перспективы у подобной практики вырисовываются богатые.
Впрочем, девушка успокоила, что от услуги можно
"отписаться". Для этого надо найти в меню телефона соответствующий
раздел, в нем – нужную услугу... в общем, я насчитала пять шагов.
Этот инцидент был, увы, не первым. Еще с осени стала я
замечать, что платежи за сотовую связь сильно увеличились. Заказав
детализацию счета (что, кстати, стоит денег), я с удивлением обнаружила,
что подключена к услуге по выходу в Интернет. Фишка в том, что у меня в
телефоне нет Интернета, о чем я и сообщила сотруднику оператора. От
услуги меня отключили, но снятых за нее денег не вернули.
В общем, решила я оператора, которому сохраняла верность
более восьми лет, поменять. И тут, расспрашивая знакомых, выяснила, что
конкуренты практикуют такие же хитрости.
Все мои знакомые дружно жалуются на "левые" рекламные
объявления и увеличение потока непрошеных и мошеннических SMS. И если
рекламный спам лишь раздражает, то сообщение "я в больнице, срочно кинь
300 рублей на этот номер" недавно чуть не довело до инфаркта пожилую
женщину. Операторы в ответ на жалобы обещают "разобраться" и "принять
меры", однако воз и ныне там.
Во-вторых, почти все опрошенные попали впросак при оплате
услуг с помощью SMS. Интернет переполнен предложениями узнать "тайну
своей фамилии", получить рекомендации психолога или пройти тест за
небольшую плату. Каюсь, я и сама решила таким образом приобрести диету,
"разработанную специально для вас". Заполнила длиннющую анкету,
отправила сообщение "всего за 15 рублей", потом потребовалось
подтверждение, потом еще, а потом со счета было списано почти 800
рублей. Попытки выяснить истину ни к чему не приводят: операторы
заявляют, что не имеют к этому никакого отношения, хотя именно они
предоставляют мошенникам и спамерам "короткие" номера.
Среди моих знакомых обнаружились и "подписанты" поневоле:
в среднем, за невесть откуда взявшуюся услугу они заплатили по 700 –
800 рублей. Денег никому не вернули. Защитники прав потребителей в один
голос говорят, что все это, разумеется, незаконно. И столь же дружно
признают, что вряд ли операторов призовут к ответу. Ведь суммы, которые
теряет абонент, гораздо меньше стоимости судебных издержек и оплаты
услуг адвоката. Добавьте сюда сложность доказательств – вот и
получается, что дальше жалоб никто не идет. Хотя понятно, что мелкие
потери клиентов приносят операторам неплохую прибыль.
Но самое печальное – мы, потребители, практически
беззащитны. Можно, конечно, никогда ничего не оплачивать посредством
SMS. Можно научить своих близких не откликаться на просьбы с незнакомых
телефонов, но как при этом в результате самому не оказаться без помощи в
сложной ситуации? Как узнать, не подписан ли ты на некие услуги?
Заказать детализацию? Она стоит денег. Звонить оператору? Не будешь же
это делать ежедневно.
В результате, я теперь стала абонентом альтернативного
оператора. Но вынуждена сохранять отношения со старым – сменить много
лет существующий телефонный номер я себе позволить не могу. В
результате, приходится платить за два телефона: по одному я звоню, по
другому – отвечаю. За первый, кстати, плачу вчетверо меньше.
Ситуацию спасло бы внедрение права перехода номера к
другому оператору вслед за абонентом – так называемому MNP. В ЕС оно
стало обязательным с 2003 г., и с этого же времени об MNP говорят в
России. На днях, наконец, появились сообщения, что пилотный проект будет
этой весной запущен в Татарстане. Но есть подозрения, что эксперимент
затянется: сотовые операторы противятся как могут. Еще бы – тогда против
их "шуток" народ проголосует ногами.
Постоянный адрес статьи:
http://www.utro.ru/articles/2010/03/10/879098.shtml
|