Не секрет, что ЖКХ в
нашей стране никогда не было подарком. В Европе эксплуатация зданий -
цивилизованный и выгодный бизнес. В России же это одна из самых
запущенных отраслей. А с начала реформы ЖКХ в 2005 г. путаницы только
прибавилось, потому что сплошь и рядом происходят столкновения старых и
вновь написанных законодательных актов, которые никак между собой не
стыкуются.
Хаос в отрасли на самых верхах, отсутствие внятных
регламентов, регулирующих правила игры в жилищно-коммунальной сфере,
отражается на эксплуатации конкретных домов, в которых живут самые
обычные люди. Они зачастую становятся заложниками конкурентных войн, в
настоящее время активно ведущихся на поле ЖКХ.
То обстоятельство, что отрасль в целом приходится
признать нерентабельной, не мешает некоторым "бизнесменам" пытаться
заработать в ней быстрые деньги, чтобы впоследствии исчезнуть с ними.
Для этого нужно всего ничего - пробелы в законодательстве и человеческая
наивность.
Так, в настоящее время новостройки превращаются в
настоящее поле битвы управляющих компаний, ведь главный приз - сборы
коммунальных платежей со 100%-й оплатой для жильцов, а это несколько
миллионов рублей дохода в год с дома. В борьбе за кошельки управдомы
зачастую дезориентируют собственников квартир, предлагая им в обмен на
лояльность условия и тарифы, не имеющие никакого отношения к рынку ЖКХ.
В большинстве случаев переход строящегося дома на
жилищно-коммунальное обслуживание происходит по следующей схеме. Нанять
управляющую компанию по обслуживанию и ремонту дома может товарищество
собственников жилья, однако до сдачи дома в эксплуатацию собственников
квартир у него нет, а обслуживать дом уже нужно. Поэтому застройщик сам
создает ТСЖ, которое и заключает договор с управляющей компанией.
Она все время достроя дома занимается не только своей
непосредственной работой (подача воды и тепла, уборка дворов и прочее),
но и ликвидацией строительных недоделок. В это время по договоренности с
застройщиком в доме уже идет заселение людей, решивших не дожидаться
окончания ремонта, или тех, которым просто негде жить. При этом все
понимают, что ожидать от свежей новостройки комфорта и отлаженного быта
не приходится.
По мнению строительных экспертов, обслуживание дома
переходит в нормальное русло только спустя пять лет после окончания
заселения. Только тогда все процессы оптимизируются, и дом начинает жить
предсказуемой жизнью. Всю же первую пятилетку жители вынуждены терпеть
различные неудобства. Разумеется, регулярно сталкиваясь с неизбежными в
новостройке недоделками и авариями, жители начинают испытывать
недовольство в адрес управляющей компании.
Этим недовольством умело манипулируют в своих целях
конкурирующие управляющие компании, которые хотят нагреть руки на
конфликте. Компания-конкурент пытается перетянуть жителей на свою
сторону. Для этого используется, как правило, две типовые приманки -
обещание улучшить качество обслуживания и низкие тарифы на ЖКХ.
Что касается первой приманки, то расчет делается на то,
что самый сложный этап в жизни новостройки, связанный с устранением
строительных недоделок, запуском лифтов, доводкой электросетей и прочим,
уже миновал. Можно прийти практически на все готовое и, не пачкая особо
руки, забрать под себя более-менее отлаженный бизнес.
Вторая приманка, дешевые тарифы на ЖКХ, - это бесплатный
сыр в мышеловке. К подобным обещаниям прибегают как одноразовые жулики,
так и вполне почтенные управдомы с репутацией. Последние в настоящее
время остро нуждаются в расширении клиентской базы, чтобы поправить свое
пошатнувшееся материальное положение.
Так, некоторые управдомы, зайдя в микрорайон при помощи
демпинговой политики, собирают несколько месяцев деньги с жильцов, а
потом исчезают с ними в неизвестном направлении. Такое положение дел
зафиксировано не единожды.
В других случаях новый управдом, чтобы при помощи жильцов
скинуть с новостройки своего конкурента, действительно предложит низкие
тарифы. Однако это будет в убыток данной компании. Вполне вероятно, что
она сознательно пойдет на подобные убытки, чтобы, получив в управление
масштабный объект, отчитаться перед поставщиками коммунальных услуг
(которым она должна денег), что появился новый источник дохода. Затем,
продержав дом на заниженных тарифах несколько месяцев (сколько хватит
терпения у кредиторов), компания начнет поднимать цены, чтобы
компенсировать свои убытки.
Главное, что могут сделать для себя жильцы в сложившейся
ситуации, - это тщательно выбирать будущую управляющую компанию. И не по
голословным обещаниям, а по реальным делам.
Постоянный адрес статьи:
http://www.utro.ru/articles/2010/02/25/875971.shtml
|